Лерефуа Шлема Шель Рефаэль
Моше бен
Адина.
Ответы к
главе Ваера.
1. Кто пришел к
Аврааму,
когда он
сидел у своего
шатра после
обрезания?
Есть мнение,
что это было
ангелы (и так
считают
Хазаль и
большинство
комментаторов),
но по другим
мнениям, это
были какие-то
пророки (Ралбаг).
(Есть также
мнение, что
все это
происходило не
в реальном
мире, а в видении
Авраама, Рамбам
в «Море Некухим»,
но Рамбан
оспаривает это).
2. К кому
Авраам
обратился,
говоря (18:3) «И
сказал он:
А-Д-Н-Й, … не
уходите»?
В Талмуде (Швуот 35б) есть
диспут на этот
счет. Это
могло быть
обращение к
Творцу, или к
одному из
ангелов или
пророков. (В зависимости
от этого, слово
А-Д-Н-Й здесь
либо Имя
Творца, либо
просто «господин»;
при
написании этого
слова в Торе
его на всякий
случай пишут
как святое
Имя, см. также
Йоре Деа
276:2).
3. Как мог
Авраам
предложить
путникам
есть молоко
вместе с
мясом?
Есть мнение,
что он им дал
по
отдельности,
сначала
молоко, потом
мясо, но по
другому мнению,
ангелы
действительно
«ели» молоко с
мясом (за что
их позже
Всевышний и
упрекнул, см.
Мидраш Техилим, 8).
4. Почему наши
мудрецы учат
из фразы: (19:27)
«И Авраам
вернулся
утром в то
место, где он стоял перед Всевышним»,
что Авраам
установил
утреннюю молитву?
Простой
смысл в том,
что Авраам
каждое утро приходил
молиться
именно в это
место
(подробней мы
обсуждаем
это на аудио
уроке, см. также
более
глубокий
смысл здесь).
5. Почему Лот
покормил
путников
мацой?
Простой
смысл в том,
что мацу можно
быстро
испечь, в
отличии
от хлеба, но
Хазаль учат,
что это было
время Песаха
(но по
другому
мнению
Хазаль, это
было время Суккота,
см. Рош Ашана 11а).
6. В чем
разница
между историей,
когда Сару
забрал
фараон, и
когда ее взял
Авимелех?
Есть много
различий, и,
во всяком случае,
Авимелех
был
праведнее
фараона и
повел себя
более достойным
образом, (см.
также здесь)
7. Из истории с
Йишмаэлем,
мы учим очень
важный
принцип, по
отношению к
Управлению
Творца: «…
потому, что
услышал Всевышний
голос
ребенка, из
места откуда
он воззвал» (21:17).
В чем он
заключается?
Всевышний
судит
человека
согласно
тому, какой
он сейчас (см.
Рош Ашана
16б, см также здесь).
8. Сколько лет
было Йицхаку
во время
испытания «Акеды»?
У Хазаль есть
мнение, что
ему было 37 (Седер
Олам), а
согласно
другим Мидрашам,
ему было 26 (Берешит
Раба 100:10, см. Торафот,
Йевамот 61б),
но возможно
ему было
гораздо
меньше (см. Ибн
Эзра).
9. В чем именно
проявилось
величие
Авраама, ведь
многие люди в
течение
истории
отдавали
свои жизни и
жизни своих
детей ради
веры?
Одно из объяснений,
что для
Авраама Йицхак
значил
гораздо
больше, чем его
жизнь или
жизнь
единственного
сына, и даже
больше чем
любая
награда в
будущем мире.
Для Авраама, Йицхак
означал возможность
служить Всевышнему
всегда, и это
для Авраама
было превыше
всего (Р. Эльханан
Васерман).
Кроме этого,
Авраам всю
жизнь учил,
что
Всевышний не
хочет человеческих
жертвоприношений,
поэтому ему
было чрезвычайно
трудно
принять
мысль, что
возможно он
был не прав (есть
и другие
объяснения, см. например
Таниа, Игерет Акодеш 21).
10. В чем смысл
выражения (22:14)
«Всевышний
увидит»?
Авраам
назвал это
святое место "Всевышний
увидит", потому
что в его
время Шехина
(Присутствие
Творца) еще не
находилась там,
и Авраам надеялся,
что
Всевышний
еще "увидит" и
выберет это
место для
Своей
Обители, (см. также
здесь).
Вопросы
по законам Шаббата.
11. Можно ли
обсуждать
цену
сделанной
покупки?
Если
покупка уже
сделана и
слушатель не
собирается
купить такой
же предмет,
то по букве
закона не запрещено
упомянуть
цену, но
желательно
вообще не обсуждать
подобные
вещи в Шаббат.
12. Можно ли в Шаббат
сказать:
завтра я
улетаю в
Израиль?
Упоминать запрещенную
акцию типа «полечу»,
или «поеду», не
следует.
13. Можно ли
собрать во
дворе фрукты,
которые упали
с дерева?
Нет. Это
запрещено
одной из 39
видов работ – «маамер»
(собирания вместе
плодов или растений).
Вдобавок, нельзя
брать даже один
фрукт, если он
упал в сам Шаббат,
т.к. тогда он мукце.
14. Если
женщина
забыла
зажечь
свечки, и уже
зашло солнце,
что теперь
делать?
Если звезды
не вышли, то
можно
попросить нееврейку
зажечь, и по
некоторым
мнениям женщина
может на это сделать
благословение
(см. Шулхан
Арух Арав
263:11, но Мишна Берура
263:21 не
разрешает
делать
благословение).
15. Если
женщина
забыла
сказать «Реце»
в
благословении
после еды,
нужно ли ей
повторять
заново?
Да.
16. А если она
неуверенна,
сказала ли «Реце»,
нужно ли
повторять «Биркат Амазон»?
По многим
мнениям, если
она не
уверена, то
ей не нужно
заново читать
«Биркат Амазон», в
отличие от
мужчины (см.
Питхе Тшувот 188,
пометка 18).
17. Если
женщина уже
зажгла свечи,
могут ли ее дети
продолжать
делать
работу?
Да.
18. Если
женщина
забыла
помолиться минху, и
уже зажгла
свечи, что
теперь
делать?
По
некоторым
мнениям, она
все равно
может
молиться минху,
но
желательно, когда
она зажигает
свечи,
поставить
условие, что
она не принимает
Субботу, пока
не помолится.