בס"ד
Мы
благодарим
Ривку
Аврутину за
перевод с английского.
Глава
Вайера
Вопрос:
Согласно
нашим
мудрецам, из
этой главы (Талмуд
«Брахот» 26б) мы
учим, что
Авраам «установил»
утреннюю
молитву,
шахарит, как
сказано:
(Берейшит 19:27) «И
Авраам
отправился
утром в то
место, где он стоял
перед
Всевышним».
Согласно
Талмуду (там
же) слово
«стоял»
относится к
молитве.
Таким же образом в
Талмуде (там
же) упоминаются
послеполуденная
и вечерняя
молитвы (минха
и аравит).
Минху
установил
Ицхак, о чем
говорится в
стихе 24:63 книги
Берейшит: «И
Ицках вышел
прогуливаться[1]
(«ласуах») в
поле ближе к
вечеру».
Вечерняя же молитва
впервые
упоминается
в связи с
Яковом, как
написано:
(Берейшит 28:11) «И
[Яков] пошел к месту
[будущего
Храма], где он
прилег, когда
солнце уже
село». Наши
мудрецы
знали, что в этих
отрывках
подсказаны
молитвы,
однако, поскольку
об этом не
говорится
напрямую, как
нам понять их
утверждения[2]?
Ответ.
Как
известно, у
корня нашего
народа
стояли трое:
Авраам, Ицхак
и Яков.
Только эти
три человека
называются
нашими
праотцами
(Талмуд,
Брахот 16б). У
каждого из
них была своя
особая
миссия, и наш
народ
происходит
от них. Как
говорится в
книге «Зоар»
(Тикуней
Зоар, тикун 69,
105а в издании
Виленского Гаона
118б), их души
связаны с
душой Адама и
исправляли
различные
стороны
греха Адама.
Необходимо
было
задействовать
три поколения,
пока не
завершилось
очищение, и
семья Якова
не стала
частью
еврейского
народа[3]. Мы
учим, что
трое
праотцев
явились
основателями
трех
основных
молитв. Позже
мы разберем, как
каждый из них
соотносится
с молитвой, которую
он основал, и
какое
исправление
происходит
посредством
каждой из
молитв.
Однако,
существовал
еще один
человек, чья
душа
включала все
еврейские
души, и чье
исправление
было
уникальным в
своем роде –
царь Давид[4].
Талмуд учит
нас
(Сангедрин 107а),
что Давид молился
Творцу: «Ты
называешься
Б-гом
Авраама, Б-гом
Ицхака и
Б-гом Якова,
называйся же
и Б-гом
Давида».
Давид тоже
основал одну
молитву (Талмуд,
«Брахот» 3б),
хотя она и не
считается
обязательной.
Ее название
«Тикун Хацот»
(исправление
полуночи) и
она
произноситься
сидя, после
полуночи, до
рассвета.
Таким
образом, у
нас есть
соотношение
между
четверыми
людьми,
четырьмя
молитвами, четырьмя
временами
суток и четырьмя
действиями,
из которых мы
учим эти молитвы
(См. ГР”А в
«Имрей Ноам» к
Талмуду
«Брахот» 8а и 26б,
а также в его
комментариях
к Агаде на
тех же
страницах;
ГР”А к «Мишлей»
3:23 и 6:22; ГР”А к книге
Зоар, «Йаэль
Ор» 3:156б)[5]:
Основатель |
Молитва |
Время
суток |
Действие |
Авраам |
Шахарит |
Первая
половина
дня |
стоять |
Ицхак |
Минха |
Вторая
половина
дня |
ходить |
Яков |
Аравит |
Первая
часть ночи |
лежать |
Давид |
Тикун
Хацот |
Вторая
часть ночи |
сидеть |
Давайте
разберем
духовный корень
наших
праотцев и
Давида, чтобы
лучше понять
эти
параллели.
Как мы уже
обсуждали в Главе
Берейшит,
Божественное
управление вселенной
включает в
себя десять
различных
каналов.
Однако, в
более
широком
смысле, эти 10
сфирот
делятся
всего на
четыре
группы. Это
так
называемая
«правая»
сторона
«Ханхаги»
(Божественного
управления),
состоящая из трех
сфирот;
«левая
сторона», так
же включающая
в себя три
сфирот;
«средняя»
сторона с тремя
сфирот и
«Малхут»
(королевство).
Последняя
сфира
указывает на
нашу
готовность
принять
добро,
исходящее от
Творца. Корень
всех
еврейских
душ заложен в
этой сфире. Вообще,
правая
сторона
Ханхаги
относится к доброте,
левая – к суду,
а средняя – к
гармонии между
двумя
предыдущими.
Итак,
середина
включает в
себя правую и
левую стороны[6].
Суммируя
вышесказанное:
хотя
существуют десять
видов
Ханхаги, они
группируются
в четыре
группы,
включающие в
себя весь
спектр
управления
(См. нашу
статью
BeginningofShulchanAruchRusian.htm, где мы
объясняем
это более
подробно).
Наши
праотцы и
Давид
представляли
эти четыре
типа Ханхаги.
Душа Авраама
происходила
из корня
«Хесед»
(доброты).
Тора
описывает, как
он старался
помочь всем,
его дом
всегда был
открыт для
гостей, а он
сам
прислуживал
любому
забредшему к
нему путнику,
кем бы тот ни
был.
Единственное,
что он просил
взамен, - это
признание
Творца. Во
время
Авраама
многие
присоединились
к нему и
приняли
монотеизм.
Душа Ицхака
исходила от
корня «Гвура»
(сила, суд). Он
был готов
отдать жизнь
во время
Акейды
(приношения
Авраама), а
также
проводил
долгое время
в
одиночестве
в медитации.
Яков включал
в себя
качества его
отцов и
присоединился
к сфире
«Тиферет».
Наконец, царь
Давид примкнул
к сфире
«Малхут»
(королевство).
Таким
образом,
четыре
праотца
включали в
себя полное
исправление[7].
Теперь нам
проще понять,
исправление,
достигаемое
этими
четырьмя
молитвами.
Первая половина
дня – это
время
доброты. Тот
факт, что
солнечный
свет
усиливается
именно в это
время,
является
прямым
указанием на
время Хесед.
Во время
управления
посредством
Хеседа,
человеческие
заслуги
меньше
включаются в
расчет. Даже
не заслуживающие
в состоянии
получить
Божественное
Добро.
Шахарит, как
самая
длинная из
молитв
исправляет в
это время,
когда нужно
сделать
наибольшие
исправления.
Каждый день мы
начинаем
служить
Творцу
заново (сон
считается 1/60
смерти, и мы
оживаем
каждое утро,
см. Мишна
Брура, 4:3).
Поэтому
самое
большое
исправление
делается
этой
молитвой (См.
Рамхаль «Дерех
Ашем», 4:6;
Аризаль в
«Шаар
Акавонот»
также
обсуждает
огромную
разницу
между
исправлением
в Шахарит по
сравнению с
другими
молитвами).
После
полудня
начинается
время суда, а
мир ощущает
уменьшение
солнечного
света. В Каббале
описываются
два вида
света: «Ор
Яшар» (прямой
свет) и «Ор
Хозер»
(отраженный
свет). В
данном
случае отраженный
свет – это
готовность
людей получать
Божественное
Добро. Во
время суда
получать
Свыше все еще
возможно, но
только в случае,
если
просящий
стоит того.
Это и есть причина,
почему
Талмуд
(«Брохот» 6б) призывает
нас быть
максимально
внимательными
во время
молитвы
Минха.
Аравит
молятся в
вечернее
время. Эта
молитва
менее важна,
чем
остальные
(См. Талмуд «Брахот»;
согласно
Мишне Бруре 106:4,
женщины
освобождаются
от этой
молитвы,
однако см.
«Арух Ашульхан»
106:7). Поскольку
активная
Ханхага
происходит во
время
дневного
света, то
посредством
Шахарита и
Минхи
осуществляется
главное исправление,
в то время
как Аравит
назначается
на более
пассивное
время
впитывания
изменений за
день. И,
наконец,
Тикун Хацот –
это
совершенно
необязательная
молитва. В общем,
полночь – это
«Эт Рацон»
(время
Божественного
Благолепия,
См. Талмуд,
Евамот 72a),
когда свет
Доброты
Творца
возобновляется
перед
началом
нового дня.
Заметим, что
три основные
молитвы,
начатые нашими
праотцами,
лучше всего
произносить
в синагоге, в
отличие от
Тикун Хацот,
который
предназначается
для дома.
Интересно
отметить, что
для пророка
Элиши были
подготовлены
четыре
предмета
(Мелахим 2:4:9): «... и
приготовим
там кровать,
стол, стул и
лампу». ГР”А (в комментариях
«Имрей Ноам» к
Талмуду
«Брахот» 8а)
пишет, что
эти четыре
предметы
также соответствуют
четырем
молитвам.
Лампа соотносится
с правой
стороной, как
она стояла в
Святом Храме,
стол – с левой,
как он стоял
в Храме, стул –
с серединой,
а кровать относится
к Малхут.
Первые буквы
четырех перечисленных
предметов
(Мита, Шулхан,
Кисе и Нер:
М-Ш-К-Н),
образуют
слово МИШКАН
(храм). Три из
букв,
соответствующие
трем
молитвам
наших
праотцев
(ШинКафНун),
составляют
«шохен» - сосед.
Именно так
ГР”А
объясняет еще
одно
высказывание
из Талмуда
(Брахот, 8а), что
тот, кто не
приходит в
синагогу у
себя в городе
– считается
плохим соседом.
Поскольку
если он не
молится три
основные молитвы
в синагоге –
он теряет
исправление этих
трех букв. Да
будет воля
Творца, чтобы
мы заслужили,
дабы молитвы
в наших
«храмах в миниатюре»,
т.е. в наших
синагогах,
были приняты
благосклонно,
и чтобы мы
увидели
приход
Машиаха,
когда все
кошерные
синагоги переедут
на Святую
Землю (Талмуд
«Мегила» 29а).
[1] Как
учат Ибн
Эзра, Рашбам,
Аксав Вэhакаббала,
слово
«ласуах»
означает
«гулять между
деревьями»
(сихим) или
даже «сажать
деревья».
Мудрецы
талмуда
утверждают,
что это слово
намекает на
молитву и
происходит
от слова
«сиха» (беседа).
В любом
случае, в
этом стихе
слово
«молитва» не
упоминается
открыто.
[2] В
целом наши
мудрецы
полагаются
на традицию,
которая учит,
что эти слова
относятся к молитве,
при этом
основываясь
на методе под
названием
«Гезеира
Шава».
Значение
этих слов
выходит из
других
стихов,
использующих
то же
выражение.
Однако, как и
обычно, слова
наших
мудрецов
имеют более
глубокое
значение, как
мы
рассмотрим
это впоследствии.
[3]
Интересно
отметить, что
это напрямую
соотносится
с ошибкой
детей Якова,
продавших Иосифа.
Они считали,
что Иосиф
желает быть
единственным
наследником
Якова. Они
считали, что
раз у Авраама
был сын Йишмаэль,
а также
другие дети,
которые не
стали
евреями, что
раз у Ицхака
был сын
Эйсав, отвергнутый
союзом, то и
Иосиф
пытается обойти
их и
отторгнуть
их от
избранной
семьи. Сны
Иосифа
только
укрепили их в
этом мнении,
поэтому они
сочли его
узурпатором и
противником
своего
существования,
а поэтому
решили
действовать
первыми и
избавиться
от него.
[4] Душа
Моше еще
более
исключительная,
а его пророчество
– шире и яснее,
чем учения
других
пророков, как
говорит Тора (Дварим
34:10, См. также
«Йевамот» 29б,
ГР”А к Зоар
«Йаэль Ор 2:248а).
Однако,
поскольку
Моше
находится на
другом
уровне, то
его
исправление
здесь не
обсуждается.
[5] Мы
постоянно
находим
параллель
этим «четырем»:
четыре
трапезы в
Шабат (как
описано в сидуре):
три трапезы
супротив
трех
праотцев, и одна
после Шабата
супротив
Давида;
четыре бокала
вина, которые
мы пьем во
время седера
в Песах (Зоар
Хадаш, «Ки
Тиса») и т.д.
Однако, мы рассматриваем
эти
соответствия
только в связи
с
сегодняшним
предметом
разговора
(для
дальнейшего
обсуждения
см. ГР”А к Шир
Аширим,
«Дерех Сод» 1:1,
ГР”А к «Агадот
Брахот» 54б, ГР”А
в Адерет
Элиау,
«Бемидбар» 23:24,
пятое объяснение).
[6] В этом
заключается
причина,
почему тора
была дана нам
в «третий»
месяц, под
управлением
знака
«близнецы»:
сюда
включаются
месяц нисан
(доброта) и
ияр (суд).
Также слова
«ки тов» (что
это хорошо) дважды
повторяются
в третий день
Творения.
[7]
Заметим что
четыре
чувства
головы:
зрение, слух,
обоняние и
вкус тоже
связаны с
этими четырьмя
видами управления.
По этой
причине,
когда
завершается Шабат,
мы
исправляем
их, отделяя
чувства
Субботы от
будних дней,
и одновременно
продлеваем
свет Субботы
на следующие дни
недели. Во
время
Хавдалы мы
произносим четыре
благословения:
на вкус,
запах, вид (огня)
и саму Хадалу
(слух),
которая
является
главным благословением.
Тот, кто не
услышал эту
броху – не
выполнил
заповедь.
Интересно,
что первые
четверо
сыновей
Якова также
включали в
себя полный
тикун, на что
указывают их
имена: Рубен –
видеть; Шимон
– слушать; Леви
связан с
обонянием (в
последствии
он приносил в
Храме
приношения
«умиротворяющих
благовоний»),
и Йеуда
супротив рта
(благодарить
устами).
После этого у
Якова не
рождалось
больше детей
некоторое
время. Позже
у него
родились еще
8 сыновей, и
исправление
стало более
детальным
(см. ГР”А к Сифра
Децниута,
первая
глава).