Глава Цав. Посвящается Лерефуа шлема шель Раиса бат Соня.

 

1. Какие законы связанные с кошерованием посуды учатся из нашей главы?

 

Тора описывает (Вайикра 6:21), что после приготовления жертвенного мяса, глиняные горшки разбивают, а медные окашеровывают с помощью кипятка. Причина в том, что на следующий день есть это мясо нельзя (оно называется «нотар»), а значит и готовить в посуде, которая приняла их вкус больше нельзя.

 

2. Тора упоминает запрет есть определенные виды жира (хелев), но разрешает использовать их для любой работы. Какой закон Рамбам учит из этого стиха?

 

Рамбам учит, что можно делать бизнес на продаже жира (в отличие от других видов некошерной пищи, которые можно продавать только изредка, если случилось, что к еврею попала эта пища, см. Рамбам Маахалот Асурот 8:15-16, см. также Шулхан Арух Йоре Деа 117:1).

 

3. Жиры быка, барана и козла запрещены. А есть ли еще какие-нибудь животные, жир которых запрещен? 

 

В принципе если существуют другие домашние кошерные животные, их жир тоже запрещен. Например, есть диспут запрещен ли жир буйвола (Йоре Деа 80:3).

  

4. В каких случаях человек приносил жертву «Тода»? А что мы делаем в наше время, когда хотим «отблагодарить» Творца?

 

Тода обычно приносили те, кто спаслись от опасности. В наше время, мы произносим благословение «Агомель». Основные случаи, когда делают это благословение, это после путешествия через море, пересечения пустыни, излечения от болезни и освобождение из тюрьмы, см. также нашу статью по этой главе.

 

5. Почему вместе с корбан «Тода» приносили 40 хлебов?

 

Возможно, таким образом, побольше людей соберется на трапезу, и узнают о чудесном спасении.

 

6. Почему один из видов хлебов был хамец? А разве Тора не запрещает приносить хамец в жертву?

 

Здесь хамец не приносят в жертву. По одному из каждого вида хлеба трясли как лулав, и потом весь хлеб съедали.

 

7. А когда еще в Храм приносили квасное?

 

Два хлеба в Шавуот. Их тоже трясут, а потом едят коэны.

 

8. Почему жертву «Тода» надо было есть в течение одного дня, а не двух, как обычные мирные жертвы?

 

Возможная причина здесь тоже, чтобы побольше людей было приглашено участвовать в трапезе, т.к. все надо доесть побыстрее.  

 

9. Когда именно были семь дней «милуим», описанные в конце нашей главы?

 

Согласно большинству мнений это произошло в последние 7 дней Адара, но есть мнение, что это было в первые семь дней Нисана.

 

10. Кто служил в Храме в эти семь дней?

 

Талмуд говорит, что Моше служил в эти дни.

 

Вопросы по Халахе (на этот раз основная тема – Песах).

 

11. Можно ли искать хамец при свете фонаря?

 

Большинство мудрецов разрешает.

 

12. Обычно, когда случайно остался хамец и его нашли в Холь Амоэд, его уничтожают. А если весь хамец «продали», и потом в Песах нашли хамец, о котором не знали, что теперь делать?

 

Это совсем не очевидно. Некоторые считают, что если действительно при продаже было упомянуто, что продается весь хамец, о котором даже не знает сам владелец, то раз этот хамец был тоже продан, найденный хамец нужно просто положить вместе с остальным проданным хамецем. Но не все согласны с этим псаком, ведь не факт что сработала такая продажа (кота в мешке о котором не знал и сам хозяин), см. Тшувот Веханхагот 2:229.

 

13. Если немого риса попало в суп, что нужно делать?

 

Суп разрешен (но если сам рис виден, то его нужно убрать). Заметим, что сегодня многие виды обогащенного риса содержат экстракт из пшеницы и считаются хамецом, и если такой рис попал в суп, весь суп запрещен. (Конечно Сефардим тоже не могут есть такой рис в Песах).

 

14. Если человек уезжает на весь Песах, нужно ли перед отъездом искать хамец?

 

Если он уезжает менее 30 дней до Песаха, или даже раньше, но собирается приехать в Песах или до него, тогда нужно искать вечером перед отъездом. В любом случае, если он уже уехал и оставил хамец, он может продать нееврею там где находится, весь хамец, который у него остался.

 

15. Если человек уехал на Песах в Америку из Израиля и дома остался хамец, когда ему продавать хамец и делать битуль хамец? По израильскому времени или по американскому?

 

Есть диспут на этот счет, и следует сделать все заранее, по израильскому времени.

 

16. Если ашкеназский еврей ест у сефардского еврея в Песах с чем ему нужно быть осторожным?

 

Ему нельзя есть рис и другие китнийот, но можно есть то, что было приготовлено в посуде, в которой варили рис в тот же день. Также нельзя есть мацу, сделанную на соке или яйцах (так называемая «маца ашира»).

 

17. Если в Песах в Биркат Амазон забыли сказать «Яале Веяво», нужно ли возвращаться?

 

Во время седера нужно возвращаться. В остальные времена, в Хол Амоэд возвращаться не нужно, а в Йом Тов Ашкеназские мужчины возвращаются, но не женщины, а Сефардим не возвращаются.

 

18. Что делать если когда пили вино в Седер, забыли облокотиться?

 

По некоторым мнениям Сефардим должны выпить еще стакан облокотившись, но другие Сефардские раввины считают, что это не требуется. Ашкеназим снова пьют только второй стакан, (а по некоторым мнениям также первый, но не третий и четвертый).

 

Перейти к предыдущей главе