Вопрос.
В этой главе
мы узнаем о
Корбан Тода -
приношении
благодарения.
Этот Корбан –
тип Шламим,
который
приносили с 40
хлебами -
четыре типа
хлеба, по
десять
буханок
каждый. Три
из видов
хлебов –
различные
типы мацы, а
последний
вид – хамец.
Все же количество
теста,
взятого для
хамеца –
такое же, как
всех хлебов
мацы вместе,
так как
каждый хлеб
хамеца был в
три раза
более
большим, чем
каждый хлеб
мацы. Каково
значение
этого необычного
Корбана и
когда его
приносили?
Ответ.
Как мы
упоминали не
раз[1],
число
"четыре",
которое
появляется в
различных
законах
мицвот, очень
существенно.
Оно
соответствует
четырем
общим типам
Б-жественного
Управления,
и, в конечном
счете, четырем
буквам Главного
Имени
Всевышнего.
Эта тема
очень глубока,
и мы лишь
опишем
несколько
слов о приношение
благодарения.
Талмуд
(Берахот 54б) говорит
нам, что
четыре типа
людей должны
благодарить
Всевышнего:
те, кто
путешествовали
через море,
те, которые
пересекли
пустыню, те,
кто были
больны и
поправились
и те, кто были
заключены в
тюрьму и
выпущены. Эти
четыре
описаны в 107-ом
Псалме, и во
времена Храма,
они принесли
Корбан Тода[2],
в то время
как в наше
время они
произносят специальное
благословение[3]:
"Благословен
Ты, Всевышний,
Б-г наш,
Владыка
вселенной,
Который
делает добро
даже тем, кто
не
заслуживает,
и сделал мне
добро".
ГР"А[4]
пишет
следующие
комментарии
по отношению
к четырем
людям,
которые были
освобождены
от этих
четырех
опасных
ситуаций.
Море и пустыня
соответствуют
Эйсаву и
Йишмаэлю[5].
Таким
образом,
первые два
вида людей
намекают на
опасность от
главных двух
наций, которые
включают
остальные[6].
Оставшиеся
два человека:
заключенный
в тюрьму и
больной. Они
не
путешествовали
далеко,
возможно
оставались в
том же самом
городе, но
один был
заключен в
темницу, в то
время как
другой был
"заключен в
тюрьму" в его
собственном
доме –
больной в
кровати. Эти
двое
соответствуют
двум
остающимся плохим
влияниям:
эрев рав[7]
(смешанное
множество
тех, кто
уводит нас от
Всевышнего),
и
собственное
ецер hара (дурное
наклонение).
Всюду по
нашей
истории мы
были под
влиянием
этих четырех
типов
искушений.
Три – внешние
и одно
является
внутренним[8].
Большинство
евреев
сослано в два
типа наций:
христиане и
мусульмане.
Христиане
связаны с корнем
Эйсава, в то
время как
мусульмане
связаны с
корнем
Йишмаэля[9].
Также всюду
по истории мы
имели
"плохих новообращённых"
– тех, кто
принимали
Иудаизм не по
правильным
причинам, и, в
конечном счете,
влияли на
нашу нацию
своими
испорченными
путями[10].
Это началось,
когда Моше
принял эрев
рав надеясь,
что они были
искренними
гейрим, после
всех чудес,
которые
Всевышнего
сделал в
Египте[11].
В результате
эти люди
строили
«золотого тельца[12]».
Наконец,
есть
некоторые
евреи,
которые заключены
в тюрьму их
собственных
желаний, и
ецер hара правит
над ними. Они
также имеют
влияние на
остальную
часть нашей
нации. Талмуд[13],
таким
образом,
описывает
молитву
одного из
мудрецов:
"Владыка
вселенной!
Известно перед
Тобой, что
наше желание
в том, чтобы
делать Твоё
желание! Что
же
останавливает
нас? Закваска
теста и гнет
других
наций". Два
типа ецер hара
описаны
здесь в этой
краткой и
точной манере:
внешнее
управление
наций, и
внутренний
катализатор,
который
делает наше
«тесто»
хамецом[14].
И это – также
четыре типа
хлеба в
Корбан Тода -
три, которые
являются
мацой и
четвертый – хамец.
И да будет
угодно
Всевышнему,
чтобы мы
разрушили
наше
внутреннее
ецер hара, чтобы
служить Ему в
чистоте, и
вскоре заслужили
избавления
из изгнания!
[1] См.
например,
наши
комментарии
к главам Ваера,
Бо, Трума, а
также нашу
статью
http://www.torahone.com/docs/BeginningofShulchanAruchRusian.htm, (см.
также ГР"А к
Шир Аширим,
Дерех Сод 1:1,
ГР"А к Агаде
Берахот, 54б,
ГР"А в Адерет
Элияу, Бемидбар,
23:24, 5-ая версия).
Мы также
обсудим
другую
важную группу
из "четырех"
в следующей
главе.
[2]
См. Рашбам,
Вайикра 7:12.
[3] См.
Шулхан Арух,
Орах Хаим, 219 и
комментарии
там
относительно
детальных
законов
этого благословения.
[4]
К Агаде
Берахот, 54б.
[5]
Известно, что
Эйсав и
Йишмаэль
имеют
отношение к "правому"
и "левому"
«Ситры Ахры»
нечистой стороны.
Йишмаэль был
сыном
Авраама,
который
представлял
качество
Хесед -
доброты и любви.
Йишмаэль
также
символизирует
Хесед, но с
нечистой
стороны. Это
обычно
проявляется
в любви к
запрещенным
женщинам. Так
наши мудрецы
учат, что его
потомки не
приняли Тору
из-за
заповеди: "не
прелюбодействуй".
Эйсав был
сыном
Йицхака,
который
представлял
Гевуру – силу
и суд. Таким
образом,
Эйсав также
представляет
качество
силы и борьбы,
но из
нечистой
миров. Он,
"живет своим
мечом" и его
потомки не
приняли Тору
из-за мицвы:
"не убивать".
Места
основной
силы Эйсава –
пустынные
местности.
Йишмаэль, с
другой стороны,
властвует
над морями,
(вода
представляет
Хесед).
[6]
См. наши
слова к главе
Ноах.
[7] См.
наши слова к
главе
Бешалах.
[8] См.
наши слова в
следующей
главе
относительно
трех
животных с
"внешним"
признаком кошерности,
и одно – с
внутренним.
[9]
См. наши
слова к главе
Ноах. Однако
не все
христиане -
физические
потомки
Эйсава, и не
все
мусульмане -
физические
потомки Йишмаэля.
[10]
См. Талмуд,
Йевамот 47б.
[11] См.
Зоар 2:191а.
[12] См.
наши слова в
главе
Ваякхель.
[13]
Берахот 17а.
[14] См.
также Зоар 3:12b.