Лерефуа Шлема Шель Рефаэль
Моше бен
Адина.
Ответы к
главе Микец.
1. Почему у
фараона было
два похожих
сна подряд?
Талмуд
говорит, что повторяющийся
сон – обычно вещий. Имеется в
виду два разных
сна, которые указывают
на одно и то
же (см ГР”А).
2. Почему
фараону не
понравились
интерпретации
снов, которые
предложили
его мудрецы?
Мудрецы
фараона не
поняли, что
эти сны
указывают на
одно и то же, и
объясняли их,
как два
разных сна. Вдобавок,
фараон чувствовал,
что сны
указывают на
что-то очень
важное, глобальное,
а все их
интерпретации
сводились к
банальным
вещам.
3. Сколько лет
было Йосефу,
когда он
предстал
перед фараоном?
30.
4. На каком
языке Йосефу
было дано имя
«Цафнат Панеах» и
что оно
значит?
Есть диспут
на этот счет.
Наиболее
вероятно, это
было Египетское
выражение,
возможно
означающее «он
назван Панеах»,
(см. здесь).
5. Кто такая Оснат,
дочь Поти-феры?
Тора ничего
про это не
говорит, но
есть мидраши,
что Поти-фера
– это и есть Потифар. Есть
также мидраш,
что она была
дочкой Дины и
Шхема, а
значит
племянницей Йосефа.
6. Почему Йосеф
не открылся
братьям
сразу?
Так как Йосеф
считал, что
его сны
пророческие,
он следовал
порядку предсказаний
этих снов, согласно
которым,
сначала
должны были поклониться
ему все
братья, и
потом и вся
семья (см. также
здесь).
7. Какой довод
использовал Йосеф,
чтобы
обвинить
братьев в
шпионаже?
Они были все
рослые и сильные,
и он сказал,
что для
закупки
зерна не нужно
столько могучих
людей. Вдобавок,
согласно
Хазаль, они
не хотели привлекать
внимания и все
зашли в город
через разные
ворота, а
потом
встретились, но
это
обернулось
против них,
когда Йосеф
обвинил их в
шпионаже.
8. Почему Йосеф
потребовал,
чтобы братья
привели
Биньямина?
Он следовал
предсказанию
своих снов, (см. шестой
ответ). Вдобавок,
он хотел их испытать,
покинут ли
они Биньямина
в беде, когда
он обвинит
его в краже
кубка.
9. Почему Йосеф
выбрал
именно Шимона,
как
заложника,
пока братья
отсутствуют?
Хазаль
считают, что
именно Шимон
бросил его в
яму.
10. Почему
братья Йосефа
не
догадались
кто он,
несмотря на
то, что он выдал
себя, посадив
их по
старшинству?
Видимо им и в
голову такое
не пришло,
ведь в те
времена было
невероятным,
чтобы слуга
стал господином,
тем более
вторым в
королевстве. Вдобавок,
они не могли
попробовать
узнать о нем больше
информации,
ведь он уже
обвинил их в
шпионаже, и
они боялись,
что если они
начнут о нем
расспрашивать
у разных
людей,
обвинения
перестанут
быть
беспочвенными.
Вопросы
по законам
Субботы.
11. Можно ли в
Субботу
играть в
карты?
Да, если это
не делается
на деньги. При
этом во время
игры можно рассортировывать
карты, как
этого
требует игра,
но после игры
нельзя сортировать
карты
каким-либо
образом, прежде
чем убрать.
12. Можно ли в Шаббат
завернуть в
полотенце
кастрюлю,
которую сняли
с огня?
Нет. Мудрецы
запретили
заворачивать
кастрюлю в Шаббат,
чтобы
человек не
нагрел ее
снова, если
обнаружит,
что она
холодная. Только
если
перелили содержимое
в другую
кастрюлю, ее
можно завернуть.
13. Можно ли в Шаббат
сделать лед,
замораживая
воду в
морозилке?
Есть диспут
на этот счет,
и следует
быть строгим.
14. Если
продолжают
трапезу,
когда Шаббат
закончился,
нужно ли
упоминать в Биркат Амазон
про Шаббат?
Большинство
мудрецов,
считает что
да, но Каф Ахаим
спорит с
этим. Обычай
поступать
как
большинство
(но см. следующий
ответ).
15. А если
следующий
день – Рош Ходеш, что
тогда
упоминать в Биркат Амазон – «Реце»
(вставка про
Субботу) или «Яале Веяво»
(вставка про Рош Ходеш)?
Если сама
Суббота не
была Рош Ходешем, и
только
следующий
день – Рош Ходеш,
тогда если продолжали
есть хлеб ночью,
то некоторые
считают, что
лучше
сказать про Рош Ходеш.
Другие
советуют упомянуть
Шаббат, а
есть мнение,
что
упоминают и
то и другое. Но
если хлеб
ночью не ели,
то упоминают
только Шаббат.
Если оба дня (Шаббат и
воскресенье)
- Рош Ходеши,
тогда
упоминают и
то и другое.
16. Если в
третью
трапезу
забыли
упомянуть «Реце», что
теперь
делать?
После факта,
возвращаться
не нужно, т.к.
есть диспут,
обязан ли
человек есть
хлеб в третью
трапезу.
17. Если в мелаве
малку (в Моцей
Шаббат)
во время Биркат
Амазон
упомянули
случайно «Реце»,
что теперь
делать?
После факта, возвращаться
не нужно, и не
только в Мелаве
Малку (см. Беэр Моше
3:40). В принципе,
если сказал
то, что не
следовало,
например,
упомянул Рош
Ходешь в
будний день,
возвращаться
не нужно. Разумеется,
если
посередине «Реце» или «Яале Веяво»
он понял, что
говорить
этого не
следовало, пусть
сразу
прервется, и
желательно
начать данную
броху
(третье
благословение)
сначала.
18. В Шаббат
Хануки во
время Биркат
Амазон
упомянули
Хануку, но
забыли
сказать Реце.
Когда читают Биркат Амахон
заново, нужно
ли снова
упоминать вставку
про Хануку?
Есть диспут
на этот счет,
но лучше
снова
упомянуть.