Глава
Микец.
Вопрос:
В этой главе
мы читаем о
столкновении
Йосефа и его
братьев.
Несколько
вопросов
спрашивают
об этом.
Прежде всего,
почему Йосеф
сразу не
сообщил, кто
он? Даже если
он хотел наказать
своих
братьев за
то, что они
его продали,
почему его
отец должен
был страдать?
По правде
говоря,
кажется, нет
никакой
причины,
почему Йосеф
не послал
сообщение
своему отцу
прямо после
того, как он
стал вторым в
королевстве,
чтобы спасти
Якова от
мучений
девяти
дополнительных
лет. Почему
Йосеф
обвинил
братьев в
том, что они шпионы?
Он должен
был, по
крайней мере,
иметь какой-то
предлог для
этого. Почему
Йосеф потребовал,
чтобы братья
привезли
Биньямина?
Почему Йосеф
выбрал
именно
Шимона, как
заложника,
пока братья
отсутствуют?
Почему братья
Йосефа не
узнали его, в
особенности в
течение
второй
встречи,
когда он,
казалось,
выдал себя,
показав, что
знает так
много про
них?
Ответы.
Прежде, чем
мы начинаем
отвечать на
вопросы,
давайте,
обсудим
очень важный
принцип относительно,
пророчеств[1].
Пророческое
сообщение
обычно
давалось не
только, как
предсказание
будущего. По
правде
говоря, это
была своего
рода “дорожная
карта” для
того, кто
получал
пророчество, и
он должен был
ей следовать.
Через
пророчество
сообщались
руководящие
принципы относительно
будущей
истории, и
конечно ожидалось,
что сам
пророк будет
следовать им.
Рассмотрим,
например,
коронацию
Шломо, сына
Давида.
Пророк Натан
предсказал
что Шломо, будет
следующим
королем
Израиля. В
конце жизни
Давида, его
другой сын,
Адонияху,
использовал
возможность,
когда его
отец был слабым
и
прикованным
к постели,
чтобы
добиться
признания
своей
кандидатуры,
как преемника
Давида. Натан
не тратил
времени
впустую. Он
немедленно
послал мать
Шломо Давиду
и сам пошел
непосредственно,
чтобы
привести
короля в
действие.
Когда Давид
осознал опасность,
он
действовал
немедленно и
приказал, чтобы
Шломо был
сразу
помазан!
Можно
подумать, что
все это было
ненужно. В конце
концов, если
Всевышний
хочет, чтобы
Шломо был
следующим
королем, то
Он конечно найдет
способы
сделать так.
Однако, как
мы упоминали,
Натан знал,
что это
пророчество,
было показано
ему не
только, чтобы
предсказать
будущее.
Поэтому он
сделал все в
его власти,
чтобы
привести к
исполнению
собственного
пророчества[2].
Относительно
нашей главы,
Рамбан (42:9) и
ГР”А (в Адэрет
Элияhу 42:9) объясняют,
что Йосеф
также вел
себя
согласно его
собственному,
пророчеству[3].
Он конечно
знал, что
семья Якова
должна находиться
в изгнании на
чужой земле[4].
Когда он был
продан в
Египет и стал
вторым после
короля, стало
ясно, что это
и есть та страна,
где изгнание
будет иметь
место. Он
знал из снов
Фараона, что
скоро будет
ужасный
голод,
который затронет
также
соседнюю
землю
Ханаана. Таким
образом,
казалось
наиболее
вероятным, что
в это время
его отец
спустится в
Египет вместе
со всей
семьей.
Согласно
его собственным
пророческим
снам,
последовательность
событий
должна была
быть: сначала
одиннадцать
братьев
приедут и
поклонятся перед
ним, а потом
прибудет вся
семья Якова. Когда
Йосеф узнал
своих
братьев, он
понял, что
даже первое
пророчество
еще не было
выполнено,
так как
Биньямина не
было с ними[5].
Йосеф начал
искать
оправдание,
чтобы заставить
братьев
привести
Биньямина.
Наши мудрецы
(Берешит
Раба, 91:6) учат
нам, что
десять братьев
вошли в
Египет через
разные
ворота, чтобы
не вызвать
подозрение. В
конце концов,
они были все
высокими,
сильными и
если бы они
пришли
вместе, они
бы вызвали
недоверие –
почему так
много
сильных
людей
объединилось,
может они
организуют
нападение?
Кроме того,
они хотели
поискать
Йосефа, если
он все еще
жив. Так как
Йосеф ожидал
их прибытие,
он дал
привратникам
описание
своих братьев
и попросил,
чтобы они
предупредили
его, как
только те
прибудут[6].
Как только
они пришли,
он закрыл все
другие
центры
распределения
пищи, чтобы
им пришлось
прийти к
нему. Когда
они
появились, он
стал их
обвинять:
почему вы
зашли через
различные
ворота? Почему
такая
большая
группа
сильных
мужчин
собралась
вместе? Что
вы искали в
городе? Они
ответили, что
они все
братья, и их
сила досталась
им по
наследству.
Они всегда
путешествуют
вместе за
исключением
самого младшего
сына, который
остался с их
пожилым отцом.
Йосеф,
действующий
согласно
своим пророческим
снам, теперь
имел
оправдание,
чтобы потребовать
привести
Биньямина,
чтобы их слова
могли быть
проверены.
Чтобы это
случилось
побыстрее, он
удержал
Шимона у себя.
У него были и
другие
причины,
чтобы арестовать
Шимона.
Согласно
нашим
мудрецам
(Берешит Раба
84, 16) Шимон был
тем, кто
столкнул
Йосефа в яму
перед тем,
как он был
продан. Кроме
того, Шимон и
Леви были
сильнейшими
и хитрейшими
из братьев, и
опасно было оставлять
их вдвоем[7].
Все это
время и даже
после того,
как братья возвратились,
им не
приходило в
голову, что министр,
с которым они
говорили –
это Йосеф. Причина
была в том,
что он
изменился за
это время, и
также
отрастил
бороду[8].
Братья также
изменились,
но некоторые
из них имели
бороды и
прежде, чем
они
расстались с
Йосефом.
Кроме того,
Йосеф ожидал,
что они
прибудут, и
таким образом
ему было не
сложно их
узнать, в то
время как они
даже не
думали, что
их брат,
проданный в
рабство, мог
стать вторым
в королевстве[9].
Как только
братья
привезли
Биньямина, у
Йосефа
оставалось
только одно
испытание для
них[10].
Ненавидят ли
они
Биньямина
так же, как
они ненавидели
Йосефа, или
они
собираются
защитить его?
Диалог между
Йосефом и
Йеудой, описанный
в начале
следующей
главы
доказал, что
братья
любили
Биньямина и
были готовы
постоять за
него. Йеуда
хотел сам
стать рабом,
чтобы
позволить
Биньямину
возвратиться
к Якову!
Теперь,
пришло время
показать
себя, и Йосеф
не мог
держаться дольше,
и сообщил им,
кто он[11].
В конечном
счете, вся
история
Йосефа и его
братьев была
также знаком
для будущих
поколений[12].
Расставание
с Йосефом,
устная
борьба между
Йосефом и
Йеудой, и
объединение,
которое последовало,
было
прелюдией к
будущему расколу
между
королевствами
Йеуды и
Йосефа и их воссоединением
в конце дней.
В будущем еврейский
народ будет
снова
объединен с
их потерянным
братом
Йосефом –
десятью
коленами
Израильскими.
Два Машиаха
придут
освободить
нашу нацию,
Машиах Бен
Эфраим из
Йосефа и
Машиах Бен
Давид из
Йеуды. Наши
две нации объединятся
в одну, и
“Эфраим не
будет завидовать
Йеуде, и
Йеуда не
будет
бороться с
Эфраимом”
(Йешая 11:13). “И Я
превращу их в
одну нацию, и
один король
будет
править над
ними”
(Йехезкель 37:22)!
[1]
Используя
этот принцип,
можно понять
множество
неясных мест
в Торе.
[2]
Отметьте,
однако, что в
случае пророчества
о наказании,
мы не должны
помогать этому
случиться.
Напротив, мы
должны
сделать все в
нашей власти
чтобы
предотвратить
наказание
раскаянием и
благодеяниями.
Вообще,
плохие
предсказания
всегда условны
и могут быть
изменены, см.
главу 28 в
Йирмияу,
Иерусалимский
Талмуд,
Санхедрин 56б,
Рамбам,
Йесоде Атора,
10:4. Этим также
объясняется,
почему наши
мудрецы
старались
изо всех сил предотвратить
разрушение
Второго
Храма, даже
при том, что
это было уже
предсказано,
и они знали
точный год,
когда это должно
было
случиться,
(см. Талмуд,
Назир 32б, см.
также, наш
комментарий
к главе Лех
Леха).
[3] См. Кли
Якар (Берешит
42:7), кто
подвергает
сомнению это
объяснение.
Однако на его
вопросы можно
ответить
согласно тому,
что мы
написали
выше.
[6]
Он также
приказал что
все, кто
приходят
должны
написать
свои имена,
(см. Берешит
Раба 91).
[7] См.
также ГР”А к
Сифра
Децниута, 4-ая
глава, относительно
секретов
Торы, в
отношении
союза этих
двух братьев.
[9] В Египте
бал закон,
что раб не
может быть
правителем. В
случае
Йосефа,
Египтяне
были убеждены,
что он
происходил
из
королевской
крови, и был
продан в
рабство по
ошибке (см.
Ялкут, ремез 831).
[10] Кли
Якар (42:7)
описывает,
что Йосеф
испытывал братьев,
чтобы
частично
скомпенсировать
и искупить их
грехи. Он
утверждал,
что они - шпионы
так же, как
они думали,
что он
шпионил за
ними, чтобы
сплетничать
их отцу. Он
заключил в
тюрьму на три
дня, чтобы
искупить их
помещение
его в яму.
Теперь он
хотел, чтобы
они испытали
страх перед возможностью
стать рабами,
так же, как
они продали
его в
рабство.
[11] Наши
мудрецы
преподают
нам важный
урок: мы всегда
должны
проверять
действия,
чтобы не
грешить, думая,
что делаем
мицвы. В
конце концов,
братья думали,
что они
поступили
правильно,
когда продали
Йосефа. Но
когда правда
открылась, им
нечего было
сказать в
свое
оправдание. Также
и мы, только в
конце, после
смерти узнаем,
правильно ли
поступали, и
неизвестно
будут ли у
нас
оправдания
(см. Берешит
Раба 93:11, Сиах
Йицхак, Дрош
Лешаббат
Тешува, 56).