Еврейский Калейдоскоп. Глава Цав.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы к главе Торы:

В этой главе, которую обычно читают перед Песахом, описывается «Благодарственная Жертва» (Тода). Согласно Виленскому Гаону, существует определенная связь между людьми, которые приносили эту жертву, и Пасхальной Агадой. Какая это связь?

В начале Пасхальной Агады говорится: «Вот скудный хлеб, который ели наши предки в земле Египетской. Всякий, кто голоден, пусть войдет и ест. Всякий, кто нуждается, пусть войдет и справляет Песах. В этом году – здесь, на будущий год – в Земле Израиля. В этом году мы рабы, в будущем году мы будем свободны». Здесь упомянуты избавления для четырех типов людей: голодный, нуждающийся, изгнанник (путник) и раб. Согласно ГР”А, они соответствуют четырем людям, который «должны благодарить Всевышнего» (Берахот 54б): те, кто были больны (которые обычно теряют аппетит, и не могут нормально есть), те, кто путешествовали через море (не могут успокоиться, пока не попадут на сушу, и подобны нуждающимся), те, которые пересекают пустыню (в этом году – мы здесь, в изгнание), и те, кто были заключены в тюрьму (рабы). Эти четыре человека описаны в 107-ом Псалме, во времена Храма они приносили «Благодарственную жертву» (кстати, четыре вида хлеба, которые приносили с Тода, тоже им соответствуют), а в наше время они произносят благословение: «Благословен … Который делает добро даже тем, кто не заслуживает, и сделал мне добро» (см. подробнее в нашей статье к Главе Цав).

Сам Корбан Тода в Песах не приносили. Почему?

Корбан Тода включал 10 хлебов хамеца, и поэтому его не приносили в Песах. Более того, даже в день до Песаха, Тода не приносили, т.к. после полудня уже нельзя будет есть хамец, и если не успеют съесть до полудня, придется сжигать этот хлеб.

А какой обычай у Ашкеназских евреев сегодня связан с тем, что в Песах не приносили Тода?

По той причине, что не приносили «Корбан Тода», Ашкеназим не произносят «Мизмор Летода» (сотый псалом, который произносят во время утренней молитвы) в день до Песах и в Холь Амоэд Песах. Но Сефардские евреи не считают, что «Мизмор Летода» связан на прямую с «Корбан Тода» (см. Каф Ахаим, Орах Хаим 51:51).

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию.

Какая этимология у слов Песах, Седер, Хагада, Марор, Карпас и Афикоман?

Песах – значит перепрыгивать, (хотя возможно также значение этого слова связано с милосердием), Седер – порядок, Хагада – происходит от слов говорить, сообщать (лехагид), Марор – происходит от слова горький. Слово Карпас в Библии не упоминается, (хотя его омоним упоминается в начале Книги Эстер, и означал какую-то дорогую ткань). Хазаль нигде не упоминают Карпас в контексте Пасхального Седера (Талмуд просто упоминает «овощ»), и интересно, что слово «καρπός» по-гречески тоже может означать любой плод.  Мишна упоминает Карпас в Трактате Шевиит, как конкретный овощ, и обычно его идентифицируют с петрушкой или сельдереем. Причина, почему (уже со времен Гаоним) именно карпас предпочитают для Пасхального Седера, т.к. это слово подсказывает (если его читать наоборот) Самех (60 – в смысле 600000 евреев) и Перах (тяжелый рабский труд). Также Аризаль (Шаар Акавонот, Песах, 6) пишет использовать именно Карпас, а не какой-либо другой овощ. Слово Афикоман происходит из греческого, и значит десерт (в данном случае, наш «десерт» - это маца, а во время Храма, десертом была Пасхальная жертва).

В день после Песах (во вторую ночь праздника), мы начинаем «считать Омер». Наши мудрецы объясняют, что хотя Тора говорит «Мимахарат Хашабат», приносить Омер нужно было именно в день после Йом Това, а не в день после Субботы. Одно из интересных доказательств этого, хотя и не упомянуто в Талмуде, взято из Книги Йехошуа. Какое это доказательство?

После принесения Омера разрешается есть злаки нового урожая, и в Книге Йехошуа (5:11) сказано, что евреи ели новых хлеб Земли Израиля на следующий день после Песаха (см. Раши там же, тем не менее, см. Ибн Эзра, Вайира 23:11, см. также Йерушалми, Хала 11а).

А что значил само слово «Омер»? А в каких главах в Торе описывается приношение Омера?

Омер – это просто мера объема (равная десятой части эйфы, см. Шемот 16:36). Мудрецы оценивают Омер как объем 43.2 средних яиц (т.е. более двух литров). Разумеется, Жертва Омера упоминается в Главе Эмор (Вайикра 23:10-11), но согласно Хазаль, и «Минхат Бикурим» упомянутая в Главе Вайикра (2:14) – это тоже Минха Омера (но см. Ибн Эзра для другого объяснения).

Ответы на вопросы по Халахе:

В этом году (и в следующем) первый день Песаха попадает на Шаббат. Если во время Кидуша забыли упомянуть Субботу, что теперь делать?

Кидуш не засчитывается. Нужно сделать снова благословение Кидуша, и упомянуть Шаббат. (Но если он упомянул Шаббат в середине благословения, но в конце закончил только словами «Мекадеш Йисраэль Вехазманим», и забыл упомянуть Шаббат, то после факта делать Кидуш заново не нужно).

Во вторую ночь седера (вне Израиля) делают Кидуш и Хавдалу вместе. А что делать, если забыли сделать Хавдалу?

Если еще не допили стакан, то наливают его снова до краев, и делают благословение Авдалы, но если уже закончили пить стакан, тогда Авдалу делают на второй стакан (а если и тогда забыли, то во время трапезы, как только вспомнили).

Какое самое раннее время для начала Пасхального Седера?

Нужно дождаться выхода звезд, но по многим мнениям необязательно ждать, когда звезды выходят по строгому мнению, и если требуется для времени начала седера достаточно подождать минут 40 после захода солнца.

Что делать, если не успевают закончить трапезу и съесть Афикоман до полуночи? Как считать время полуночи в отношении Седера?

Некоторые мудрецы дают такой совет: съесть кусочек мацы, и сделать условие, что если время Седера только до полуночи, то пусть это будет «афикоман», а потом после полуночи продолжить трапезу, и снова съесть «афикоман» в конце. Насчет времени полуночи, есть разные мнения как его вычислять. Наиболее принятое мнение – это ровно посередине захода и восхода (когда солнце под нами). Также и полдень – когда солнце на юге, в наивысшей точке над нами – это время ровно посередине между восходом и заходом. Обычно в один день, полночь и полдень отличаются всего на несколько секунд, (например, полночь в 12:55 и 25 секунд ночи, а полдень скажем в 12:55 и 15 секунд дня), поэтому большинство календарей приводят лишь полдень.

Если человек хочет не спать после Седера, можно ли ему пить чай или кофе после четвертого стакана?

Хотя запрещено пить вино (и другие алкогольные напитки), пить кофе многие разрешают (особенно ради мицвы подольше рассказывать о Выходе из Египта).

Поучения, Шутки, Афоризмы:

У мудреца по имени Хилель была репутация, что его невозможно вывести из себя. Один человек заключил пари на четыреста зуз, что он сможет рассердить Хилеля. Это было в канун субботы, и Хилель как раз намылил голову. Тот пошел и закричал: «Кто здесь Хилель, кто тут ХилельХилель оделся и вышел к нему, говоря: «Сын мой, что тебе нужно?» «У меня есть вопрос» - ответил тот. «Спроси, сын мой». «Почему головы вавилонян неправильной формы?» (Сам Хилель был родом из Вавилона). «Сын мой, ты задал важный вопрос» - ответил Хилель, «потому что у них нет искусных акушерок». Тот ушел, подождал некоторое время (чтобы Хилель снова успел раздеться и снова намылить голову), вернулся и снова закричал: «Где здесь Хилель; где ХилельХилель опять оделся, и вышел к нему, говоря: «Сын мой, что тебе нужно?» «У меня есть вопрос» - сказал он. «Спроси, сын мой». «Почему у жителей Пальмиры глаза раскосые?» «Сын мой, ты задал важный вопрос. Потому, что они живут среди песков» … (и так он продолжал вытаскивать Хилеля из бани, не давая ему спокойно помыться перед Шаббатом, и задавая глупые вопросы, но Хилель все равно не злился на него, и отвечал спокойно). В конце концов, он сказал Хилелю: «Поменьше бы было таких как ты среди евреев». «Почему, сын мой?» - спросил Хилель. «Потому что я потерял четыреста зуз из-за тебя» - пожаловался он. «Всегда внимательно следи за своими чертами характера» - ответил он. «Хилель стоит того, чтобы потерять четыреста зуз, и еще четыреста зуз, но Хилель не выйдет из себя».

Предыдущая глава