Сам-себе-издат Пурим @ 5776.
я решил
взять
шуточное
интервью у
самого себя.
Хаим, начнем
со
счастливого
детства. Кем
Вы мечтали
стать в
детстве?
Отдыхающим.
??
Да. У всех
свои идеалы.
Я отдыхал с
мамой на юге
и мне понравилось
быть
отдыхающим.
Ну и как?
Порядок. До
сих пор
отдыхаю.
Но у Вас же
множество
занятий.
Конечно, но я
в основном
занимаюсь
тем, что мне
доставляет
удовольствие.
Когда надоедает,
прекращаю. Иногда
пассивно жду,
пока с Небес
не придет что-то
интересное ...
Да, знаю,
слышал про
одного
ешиботника,
который ждал
пока с Небес
решиться,
ехать лит ему
в Ешиву или в
спортзал.
Приходил на
станцию и
уезжал в направлении,
в котором
первый
приходил
поезд ...
Ну и что,
хоть
половину
времени в
ешиве?
Да нет, он
там почти не
бывал.
Как это?
Ведь поезда в
оба
направления
ходят одинакого
часто?
Да, но
поезда в
сторону
спортзала
шли по расписанию
в 8, 8:10, 8:20 и т.д., а
поезда в
обратном
направлении
в 8:01, 8:11 и т.д. 8:11...
А,
понятно, в
Ешиву значит,
по Воле
Всевышнего
он попадал лишь
раз в десять
дней ...
Во всяком
случае
приятно
слышать, что
Вы счастливы...
Этого я не
говорил.
Сначала надо
определить
счастье ...
А как бы Вы
его
определили?
Да я сам
собственно
не знаю. Вы же
помните слова
Шухарта в
Пикнике на
обочине
СЧАСТЬЕ ДЛЯ
ВСЕХ, ДАРОМ, И
ПУСТЬ НИКТО
НЕ УЙДЕТ
ОБИЖЕННЫЙ.
Да уж,
проблема в
том, что
любое
счастье для одного
- это
несчастье
для другого.
Даже когда
делаешь
доброе дело,
например,
спасаешь смертельно
больного,
целый ряд
людей от этого
проигрывают.
Например, его
пенсионная
страховка,
или скажем
тот, кто мог
бы занять его
рабочее
место, или
освободившуюся
квартиру. А
бывает что
смерть одного
приводит к
спасению
нескольких.
Автомобиль
задавил
молодого
человека, но
несколько
смертельно
больных были
спасены его органами
...
Да уж,
непросто.
Процитирую
снова
Стругацких,
на этот раз
из
Понедельника:
Он мог всё. И он
ничего не
мог. Потому
что
граничным
условием
уравнения
Совершенства
оказалось требование,
чтобы чудо не
причиняло
никому вреда.
Никакому
разумному
существу. Ни
на Земле, ни в
иной части
Вселенной. А
такого чуда
никто, даже
сам Саваоф
Баалович, представить
себе не мог. И
С. Б. Один
навсегда оставил
магию и стал
заведующим
отделом Технического
Обслуживания
НИИЧАВО
А что Вы все
время
цитируете
Стругацких,
многие наши
читатели
решат что Вы
не смогли найти
ни одного
примера из
Талмуда.
Отчего же. В
Талмуде так
говорится
про разные
виды
лечебной
пищи, что
хорошо от
одного недуга,
имеет
побочные
эффекты. Как
раз есть
смешной
Мидраш по
отношению к
Пуриму: Ахашвейрош
хотел
сделать всех
счастливыми,
но как такое
возможно?
Если двое
мужчин любит
одну женщину,
что тогда
делать? Вот
завтра к Ахашвейрошу
придут двое:
Хаман и
Мордехай, так
попробуй их
осчастливить
одновременно.
Они хотят
противоположные
вещи.
А почему его
вообще
называют
Ахашвайрош?
Ведь его настоящее
имя Кхаярша.
А так
смешнее, царь
головная
боль (см.
Мегила ).
Какая книга
в Танахе -
прямая
противоположность
Мегилы Эстер?
Многие
скажут Эйха
(плачь
Иеримеи). Но
мне кажется
Кохелет.
Почему?
Книга Эстер -
это комедия,
а Кохелет -
философия. На
самом деле и
там и там
есть ирония,
но совсем разная.
Наши мудрецы
заметили
веселую сторону,
и продолжили
ее в
мидрашах,
например Мидраш
Кохелет
обладает
своеобразным
юмором. В
самом начале
там есть
циническое описание
семи миров
проходящих
над человеком:
первый мир,
он как король
и все его
целуют.
Второй мир:
он как
свинья, везде
лазает и все
кладет в рот.
третий мир,
он прыгает
как козлик.
Четвертый
мир: он похож
на лошадь, гордится
своей
молодостью и
хочет поскорее
жениться.
Женился,
начался
пятый мир -
как осел,
тяжело
работает.
Шестой, когда
родились
дети, и он
бегает за
пропитанием,
как собака.
Седьмой мир
наступает к
старости: все
возвращается
в круги своя.
Он подобен обезьяне,
ведет себя
как ребенок,
и возвращается
к временам
своей
молодости. Он
становится
все более
похожим на
обезьяну, ест
как ребенок,
и задает
глупые
вопросы... Кстати
и в греческих
притчах тоже есть
подобные идеи.
Вы считаете,
что наши
мудрецы
знали греческую
мудрость?
Ну в данном
случае параллель
может быть
случайной. Но
в общем Хазаль
нередко
использовали
известные греческие
притчи (см.
например
Йерушалми,
Рош Ашана פדא בסיליוס או נימוס או
גריפות для
царя закон не
писан). Вот,
например
притча Эзопа,
которую
использует
Талмуд в Бабе
Каме: У
человека с
проседью
было две
любовницы,
одна молодая,
другая старуха.
Пожилой было
совестно
жить с человеком
моложе ее, и
потому
всякий раз,
как он к ней
приходил, она
выдергивала
у него черные
волосы. А
молодая
хотела
скрыть, что
ее любовник
старик, и
вырывала у
него седину.
Так
ощипывали
его то одна,
то другая, и в
конце концов
он остался
лысым. Эзоп
заключает
это моралью:
«Так повсюду
неравенство бывает
пагубно».
А как это
использует
Талмуд?
Один мудрец
имел двух
учеников,
один хотел учить
халаху, а
другой Агаду
... так учитель
рассказал им
эту басню.
Возвращаясь
к теме
Пурима, что
самое смешное
ты слышал в
этом году?
Кажется
речи нашего
президента.
Даже не нужно
ничего
прибавлять.
Этот кретин
напоминает
лишь
карикатурных
героев Ильфа
и Петрова.
Помнишь,
Полыхаева?
Да, конечно.
Ты имеешь
виду его
печать на все
случаи жизни:
«Мы,
геркулесовцы,
как один человек,
ответим: а)
повышением
качества продукции,
б)
увеличением
производительности
труда, в)
усилением
борьбы с
бюрократизмом,
волокитой,
кумовством и
подхалимством
Именно так.
Также и наш
президент
сообщает всему
миру, что мы
дружно
ответим
террористам
Игила
усилением
борьбы с
глобальным потеплением
To be continued