Леруфуа Шлема
шел Раиса Бат
Соня.
Ответы к
главе Йитро.
1. В нашей
главе, Тора
сообщает, что
у Моше
было два
сына: Гершом
и Элиэзер.
Про рождение Гершома
мы уже читали
в главе Шемот,
но когда
успел
родиться Элиэзер?
В Торе Элиэзер
до сих пор не
упоминался,
но возможно
он и был тем
сыном, которого
обрезала Ципора.
По другим
мнениям, Ципора
забеременела
позже, может
быть в пути
или в Египте,
если она туда
добралась с Моше. Возможно,
что она
родила Элиэзера
в отсутствие Моше (но
когда Моше
было
сообщено об
этом, он дал сыну
имя).
2.
Являются ли
имена Элиэзер
и Элазар
вариациями
одного имени,
как например Хизкия – Хизкияху
или Тора
различает
между ними?
Элиэзер и Элазар
– это два
разных имени
и Тора
никогда эти
два имени не
использует
для одного
человека. Элиэзером
звали сына Моше и
слугу
Авраама, а Элазаром
– сына Аарона.
(Если при
написании Гета –
разводного
письма,
вместо имени
мужа Элиэзера
написали Элазар
или наоборот,
нужно
оформлять новый Гет).
3. Зоар
замечает
очевидное
различие
между трапезой
Йитро (Шемот 18:12) и
трапезой Билама
(Бемидбар
22:40). Какое?
Йитро сначала
принес
жертвы, а
потом сел за
еду сам, а
Билам наоборот.
(Кстати у нас
тоже есть
подобный закон,
что
запрещено
кушать до
молитвы).
4. Йитро
посоветовал Моше
назначить
судей для
нашего
народа. А что,
без Йитро
Моше не
догадался,
что он один
не справится
со всеми
судами?
Моше хотел,
чтобы люди
видели, что
он не
отдаляется
«от народа», и
что он хотел
бы выслушать
каждого, и
что он только
после совета Йитро
согласился
стать
верховным
судьей.
5.
Какого числа Сивана
произошло Синайское
Откровение?
В Торе
ничего про
это не
написано, и
возможно
даже, что это
произошло во
второй
половине
месяца, так как
слова «в этот
день» в стихе 19:1
могут означать
в день, когда
они вышли из Рефидим.
Но Хазаль
считают, что
слова «в этот
день» означают
Рош Ходеш,
и
соответственно
наш народ
прибыл к Синай
в Рош Ходеш
Сиван, и
«Десять
Заповедей»
были даны
вскоре после
этого,
Шестого или Седьмого Сивана.
6.
Сколько раз
Главное
Четырехбуквенное
Имя Творца
упоминается
в «Десяти
заповедях», и
в каких
именно?
8
раз и только
в первых пяти
из Асерет
Адиброт.
В третьей
заповеди Имя упоминается
два раза, а в
заповеди про Шаббат –
три раза.
7. В
нашей главе
упоминается
запрет «Брать
Имя
Всевышнего
всуе» (в
оригинале
используется
слово «Шав»
- впустую). Что
именно
значит этот
запрет, и чем
слово «Шав»
отличается
от слова
«Шекер» (вранье)?
Согласно
Хазаль,
основное
применение
этого
запрета – это
пустые
клятвы (хотя
возможно
упоминание
Имени Творца
впустую
запрещено
даже если
человек при
этом не
клянется, см.
Рамбан и
Р. Бахъе,
мы это
обсуждаем на аудио
уроке). Что
касается
разницы
между Шав
и Шекер,
Хазаль
определяют
«клятву
впустую», как
клятву,
отрицающую
очевидные
истины, или
клятву о
невозможном
(я не буду
есть и пить
семь дней),
или против
соблюдения
заповедей
(например, он клянется,
что не будет
есть мацу в
ночь Песаха).
Ложные
клятвы,
конечно, тоже
запрещены (Вайира 19:12),
но законы
ложной
клятвы
отличаются
от законов
пустой
клятвы
(например,
только за случайную
ложную
клятву
приносят
жертву).
8. Если
мужчина
проснулся, и
видит, что
скоро
пройдет
время
утреннего Шма, можно
ли сразу
прочесть Шма
до
благословений
на Тору, без Тефилина,
и не помыв
руки?
Да.
Ради того
чтобы не
пропустить мицву Шма,
можно сразу
прочитать
прямо в
пижаме, но следует
сначала
быстро
вытереть
руки обо
что-то,
например о
простынь.
9.
Должна ли
женщина
говорить
молитву Мода
Ани?
В
принципе и
мужчина не
«обязан»
говорить эту
молитву, но
желательно
ее
произносить
по утрам и
мужчинам и
женщинам.
10.
Какие части
молитвы
обязана
произносить женщина,
и если у нее
нет времени
на долгие
молитвы, что
ей лучше
произнести: Шмоне
Эсре или
утренние
благословения?
Желательно
женщинам
читать
каждый день утренние
благословения
и Шмоне
Эсре
утром и в Минху,
но если
времени мало,
достаточно
помолиться Шмоне Эсре
один раз в
день. Если и
на это нет
времени,
(например,
они
постоянно
заняты
маленькими
детьми),
большинство
женщин, произносят
лишь
утренние
благословения.
Тем не менее, следует
постараться
помолиться и Шмоне
Эсре, и
возможно это
важнее
утренних
благословений.
(Также
женщине,
которая
ездит на
работу в общественном
транспорте,
можно
разрешить
молиться
сидя, если
трудно
концентрироваться
стоя).