Вопрос: В этой главе мы читаем, как Йитро посоветовал Моше установить судебную систему, назначив глав тысяч, сотен, пятидесяти и десяти. Зачем нашему народу такое огромное количество судей и почему выбраны именно эти виды начальников (т.е. в чем важность чисел 1000, 100, 50 и 10)?

 

Ответ. Без сомнения, согласно традиционному[1] пониманию этих стихов, еврейский народ имел очень много судей. Тем не менее надо заметить, что в обязанность еврейского судьи могло включаться объяснение любых законов Торы. Дело в том, что в Торе нет разделения на денежные и другие законы. В общем, "даян" (еврейский судья) должен отвечать на любые вопросы по халахе, решать тяжбы между людьми, и судить уголовные преступления[2].

 

Т.к. законов в нашей Торе очень много, и они охраняют каждый шаг человека, то требуется множество раввинов, чтобы объяснить, как поступать. Магид из Дубно объясняет, что до совета Йитро, Моше предпочитал делать все халахические решения сам, даже если он не мог объяснить каждому всю логику закона, чтобы в другой раз тот сам знал как поступать. Получалось, что при каждом маленьком вопросе, приходилось стоять в длинной очереди, чтобы спросить Моше. Йитро предложил Моше установить систему множества раввинов[3], которые со временем смогут лучше обучить народ. Каждому, кто будет приходить с вопросом, они смогут ответить подробно, поясняя все тонкости закона и логику халахического решения. Таким образом, в следующий раз похожие вопросы не придется спрашивать, и человек сам будет знать все нюансы халахи. Только сложные вопросы, на которые не смогут ответить обычные судьи, придется спрашивать у Моше[4].

 

Вильненский Гаон[5] дает нам также объяснение по Кабале, почему разделения на судей были именно на главы 1000, 100, 50 и 10. Он объясняет, что суд связан с Именем "АДОНОЙ". Как известно это Имя связано с Управлением через Сфиру Малхут, и эта концепция подсказана нашими мудрецами: "Дина Демалхута Дина[6]". Четыре вида судей было связано с четырьмя Буквами этого Имени. Первая буква - "Алеф" значит "тысячу[7]". Буква "Далет" связана с командирами сотен[8]. Буквы Нун и Йод имеют гематрии 50 и 10 соответственно.

 

Талмуд[9] учит нас, что один из грехов, препятствующих приходу Машиаха - это неправедные судьи. Да заслужим мы поскорее, чтобы  Всевышний вернул наших изгнанников, установил праведных судей, как в прежние времена[10], и привел полное избавление нашего народа.

 

Перейти к предыдущей статье



[1] Одних только "начальников десяти" было более 60 тысяч. Заметим, что согласно Ибн Эзра на самом деле не было так много судей, и например "начальниками тысячи" называются лишь люди, у которых в подчинение было по тысячи работников. Самих же их было всего 12, по одному на каждое племя. Тем не менее, наши мудрецы (Санхедрин 18а) считают что "начальники десяти" это действительно один из десяти взрослых евреев. Получается, что над каждыми десятью семьями было по начальнику. Конечно, семьи тогда были очень большие (см. главу Бемидбар 3:43 откуда выходит что в среднем у семьи могло быть порядка 27 детей) и также было большое количество "эрев рав", все равно количество судей на данное население кажется слишком большим. Для сравнения, в западных странах, количество судей для подобного населения обычно в десятки раз меньше.

[2] Для денежного суда между двумя истцами, требуется три судьи, а в случае уголовных преступлений - 23, а иногда 71 (см. Мишна Санхедрин 1:1).

[3] Судьи обычно не получали зарплату, поэтому огромное количество судей не было накладно для нашего народа.

[4] Заметим, что и сегодня в хороших религиозных общинах, как минимум каждых десятый - раввин. Постоянно проводится множество лекций по халахе, и раввины готовы ответить на большую часть задаваемых вопросов. Только очень сложные вопросы посылают великим мудрецам поколения, таким как  Р. Шмуэль Вознер, Р. Овадия Йосеф, Р. Шолом Йосеф Элияшив и др.

[5] Адерет Элияху, Йитро. Интересно, что в другом месте (Адерет Элияху, Деварим 1:15) Виленский Гаон пишет, что "главы десяти" были служителями порядка, которые проверяли, чтобы народ соблюдал заповеди. Главы пятидесяти обучали Торе народ, а главы сотен и тысяч - были судьями. Т.к. обучать людей нужно и днем и ночью, а суд происходил только днем, количество учителей было вдвое большим, чем судей (см. также "Ознаим ЛеТора" для несколько иного объяснения).

[6] Буквы "ДИНА" (суд) такие же, как у Имени "АДОНОЙ".

[7] Слово Элеф (тысяча) пишется также как Алеф.

[8] В перестановке Ат-Баш, когда каждая буква меняется на предыдущую, Далет меняется на Куф, которая имеет гематрию 100.

[9] Санхедрин 98а, см. также Шабат 139а.

[10] См. Мегила 17б, на этом порядке построены благословения Шмоне Эсре.