Талмудический
Винегрет.
Глава Везот Абраха,
Талмуд, Бейца
19-29.
Лерефуа
Шлема Шель
Раиса бат
Соня и
Владимир бен Хеня.
Какое
колено
получило
территории
около озера Кинерет?
Нафтали.
Когда Тора (Деварим 33:23)
говорит, что
он
унаследует
«море» (ям)
имеется в
виду Кинерет
(озера обычно
тоже
называются в Танахе
морями).
А
какое колено
сравнивается
в благословениях
Моше со
львом?
Моше сравнивает
Дана со
львом.
Согласно Сифре
(см. также Адерет
Элияху),
причина в
том, что у
него была
пограничная территория.
(Также Моше
сравнивает
Гада со львицей).
Согласно
некоторым
мнениям в благословении
Биньямина
подсказано,
что он не бросит
Йехуду
даже когда
северные
колена
отделяются и
образуют
отдельное
государство. Где?
Шадаль
считает, что
это
подсказано в
стихе (Деварим
33: 12): «О
Биньямине он сказал:
Любимый Г-сподом,
он в
безопасности
пребудет при
Нем; укрывает
его всегда и
меж рамен его
пребывает».
Как
известно, Хазаль
считают, что
всего в Торе
есть 613
заповедей. Само
число 613 нигде
в Торе не
написано (в
отличие,
например от «Асерет Адварим» -
Десяти
Изречений,
где число
десять упомянуто
открыто). По
некоторым
мнениям,
число 613 подсказано
в нашей
главе. Где?
В
нашей главе
сказано (Деварим
33:4): «úÌåÉøÈä öÄåÌÈä ìÈðåÌ
îùÑÆä» (Тору
заповедовал
нам Моше).
Само слово
Тора имеет гематрию
611. Талмуд (Макот
23б) трактует
так: Моше
заповедовал
нам 611
заповедей, а
первые две из
Асерет Адиброт
мы слышали
сами (во
время
Синайского
Откровения).
Какой
был один из
самых старых
диспутов наших
мудрецов,
который
продолжался
в течение
нескольких
поколений во
время
второго
Храма?
В
нашей
трактате (Бейца
19а)
приводятся
два диспута
Бет Шамай
и Бет Хилел
по отношению
к Храмовым
приношениям в
праздники.
Бет Шамай
считают, что
в Йом Тов
приносят
только
жертвы Шламим
(Мирные
жертвы,
которые
съедают). Но Олот (жертвы
всесожжения,
которые
полностью
сжигаются)
приносят
потом, в
Холь Амоэд.
(Причина в
том, что по их
мнению в Йом
Тов
можно только
убивать
животных
ради пищи, а не
ради
приношений в
Храме,
которые не
едят).
Вдобавок, Бет
Шамай
считают, что
нельзя в Йом
Тов
делать «смиху»
(обычно перед
тем как
принести
жертву, на ее
голову
нажимали
руками, но
Бет Шамай
запрещают
нажимать на
животное в Йом Тов,
поэтому смиху
делают в
предыдущий
день). Бет Хилел
считают, что
в Йом Тов
приносят и Олот и Шламим,
и делают «смиху».
На самом
деле, диспут
насчет «смихи»
в Йом Тов – это
практически
самый старый
диспут, который
не могли
разрешить в
течение
многих поколение,
еще до Хилеля
и Шамая
(см. Йерушалми,
Хагига
10б).
Можно
ли курить в Йом Тов?
Мишна (Бейца 22б)
упоминает
три мягкости Раббан Гамлиэля,
когда он
разрешал то,
что другие
мудрецы запрещали.
Одна из них –
это
разрешение
воскурять
благовония в Йом Тов. Но
другие
мудрецы
считают, что
это не «шаве
лехоль нефеш» (не
требуется
для
большинства
людей, а в Йом
Тов
даже те
работы, которые
разрешены,
можно делать
только такие
работы
делает
большинство
людей).
Некоторые
раввины (см. Маген
Авраам 514:4, Хае
Адам 95:13) и в
отношении
курения
считали, что
применим
принцип «эйно
шаве лехоль
нефеш». Но другие
раввины (см. Биур Халаха
к главе 511)
считали, что
во время,
когда
курение было
очень
распространено,
оно
требовалось
для большинства
(когда-то
считалось,
что курение
не только не
вредно, но
наоборот
полезно, и в
том числе
помогает пищеварению
и т.п.) Отнюдь
не очевидно,
как бы они
постановили
в наше время,
когда ясно,
что курить
вредно, и поэтому
Раввины
пишут, что не
следует курить
и в будние
дни (см.
подробное
обсуждение в пометках
к Мишне Беруре в издании
Диршу, и в
Писке Тешувот
511:10 и в вопросах
и ответах Ябиа
Омер 5:39).
Заметим, что
даже те, кто
следуют
мягкому
мнению, не
должны
тушить
сигарету, но
нужно дать ей
догореть
самой.
(Бейца
23а): Одна из
мягкостей Р. Элазара
Бен Азарии
состояла в
том, что он
разрешал
выводить животное
В Шаббат
с лентой
между рогами
для красоты
(а другие
мудрецы
считают, что
это «ноша»).
Из-за этого Мишна
сообщает что
«корова»
Рабби Элазара
Бен Азарии
выходила с
лентой между
рогами против
воли
мудрецов.
Талмуд
сообщает, что
у Р. Элазара
Бен Азарии
было так
много коров,
что одна только
десятина (маасер)
составляла
тысячи телят
каждый год, а
корова, о
которой идет
речь в Мишне
вообще была
не его, а
соседская! Но
т.к. он не
остановил
соседей, ее
называют
«коровой
Рабби Элазара
Бен Азарии».
Интересно,
что согласно
Иерусалимскому
Талмуду он
из-за этого
так долго
постился, что
его зубы
почернели!
А как
мог Р. Элазар
Бен Азария
отделять маасер,
ведь маасер
отделяли
только во
время Храма,
а несколько
лет после
разрушения
Храма, когда
Р. Элазара
Бен Азарию
назначили Наси, ему
было всего 18
лет (Берахот
28а).
Тосафот
спрашивают
этот вопрос,
и дают на
него три ответа.
Самый
логичный, что
при Храме,
когда Р. Элазар
Бен Азария
был еще
маленьким
мальчиком,
его опекуны отделяли
маасер
от его стад.
Почему
Тора дана
еврейскому
народу? Потому,
что они
наглые (òæéï) и
Тора их
присмиряет. Наглое из
животных –
собака, из
птиц – петух, а
из народов –
Израиль (Бейца
25б, см. Раши).
Некоторые
объясняют
это в позитивном
смысле:
евреям
требуется
именно
наглость
(скорее смелость),
чтобы не
поддаться
влиянию окружающих
народов (см. Рамбан, Деварим 7:7).
Так
говориться в Авот (5:20):
Будь смелым (òæ), как
леопард …
чтобы делать
волю
Всевышнего
(см. также Орах
Хаим 1:1).