Талмудический
Винегрет.
Глава Вайишлах,
Талмуд, Таанит
2-8.
Лерефуа
Шлема Шель
Раиса бат
Соня и
Владимир бен Хеня.
Как
известно, во
многих
общинах
принято не есть
заднюю часть
коровы. А
относится ли
этот запрет к
оленю?
Тора
описывает в
разных
главах различные
запреты на
еду
некоторых
частей животных.
В частности,
в Книге Вайикра
описан
запрет
употреблять
в пищу
определенные
жиры (хелев)
и кровь. А в
нашей главе
Тора сообщает
о запрете
есть
определенные
жилы (гид анаше).
Так как
правильно
удалить все
запрещенные
жиры и жилы
весьма
трудно, то во
многих
странах наши
предки приняли
на себя
обычай не
есть всю
заднюю часть
животного (в
передней части
почти нет
запрещенных
жиров и жил,
см. Йоре Деа 64:7).
Запрет на
гид анаше
относится ко
всем
животным, но
запрет на
жиры
относится
только к
домашним
животным. Из
диких
животных,
евреи
сегодня едят
в основном
оленей (см. Хохмат
Адам 36:1) и
возникает
вопрос,
относится ли
к оленю
строгость
данного
обычая? Рав
Йисроэль
Белский
постановил,
что к оленю
эта
строгость не
относится и
разработал
метод
удаления гид анаше, на
который
полагается ашгаха О-Ю.
Сколько
лет было
Дине. Когда
ее
изнасиловал Шхем?
Согласно
Хазаль,
Дине было 8
лет (см. Мидраш
Сехел Тов 34:4,
см. также Р. Бахъе 34:3 и Актав Веакабала
34:25, см. также Берешит
Рабба
80:10).Но Ибн Эзра (33:20)
спорит с
этим, и
считает, что
Дина уже была
гораздо
старше т.к.
Яков наверняка
провел в Шхеме
много
времени.
Почему
некоторые
летом во
втором
благословении
упоминают
росу, а
некоторые –
ветер и росу,
а другие не
упоминают ни
росы, ни
ветра?
По
букве закона,
все варианты
приемлемы, как
сообщает нам
Талмуд (Таанит
3а): В
отношении
росы и ветра,
мудрецы не
заставляли
упоминать их,
но тот, кто
хочет, может
упомянуть.
Сегодня,
самый
распространённый
обычай –
упоминать
росу летом,
но не ветер.
Так
поступают Сефадрим,
и
большинство
Хасидов, а
также Ашкеназим
в Земле Израиля.
Обычай не
упоминать
ничего был
раньше
обычаем всех Ашкеназим
(см. Рема 114:3).
Обычай
упоминать и ветер,
и росу летом –
это обычай
некоторых Хасидских
групп, и
также пишет Виленский
Гаон в
комментариях
к
Кабалистической
Книге «Сефер
Йецира» (3:5).
Почему
начинают
упоминать
дождь раньше,
чем просить?
А почему в
Израиле
просят дождь раньше
чем в
Вавилоне, и
почему
остальные страны
следуют
вавилонскому
обычаю?
В
Израиле дождь
начинает
идти в начале
осени, но т.к. в
праздник Суккот
дождь
считается
проклятьем (и
нет возможности
сидеть в Сукке),
то начинают
упоминать
дождь в Шмини
Ацерет
(см. Таанит
2а). Из-за этого
и в других
странах
принято упоминать
дождь только
со Шмини Ацерет. Но
просят дождь
по-разному. В
Израиле ждут после
Суккота
две недели,
пока
последние
паломники вернутся
домой, и
потом
начинают
просить
дождь, но в
Вавилоне
дождь так
рано был не
нужен, и начинали
просить
только 60 дней
после «ткуфы»
(осеннего равноденствия),
т.е. 22-23 ноября
(см. Бет Йосеф,
117). Т.к. для
подсчета «ткуфы»
используется
юлианский
календарь, то
сейчас мы
начинаем
просить
дождь вне
Израиля с 4-5
декабря по
григорианскому
календарю. Хотя
во всех
остальных
законах, все
евреи вне
Израиля
следуют
обычаям вавилонских
евреев, в
отношении
просьбы о дожде,
казалось бы,
не все страны
имеют такие
же
климатические
условия, как
Вавилон, и логично
было бы
просить
дождь, когда
он им нужен.
Тем не менее,
обычай, что в
северном
полушарии,
все еврейские
общины
диаспоры
просят дождь
одновременно,
но если после
факта попросили
дождь во
время, когда
он нужен в данной
стране, то
возвращаться
не нужно (см. Шулхан Арух и
Рема 117:2). А что
касается
евреев
Австралии и других
стан южного
полушарья, то
есть разные
обычаи, когда
им просить
дождь.
«Как
уксус для
зубов и как
дым для глаз,
так и ленивый
для
посылающих
его» (Мишле
10:26). Первая
половина
этого стиха
стала идиомой;
иногда наши
мудрецы
использовали
ее в отношении
«свары»
(рассуждения),
которое было
нелогичным в
их глазах: «это
как уксус для
зубов и как
дым для глаз»
(см. Таанит
4б, Кидушин
45б).
«Меч на
вещунов δΗαΜΗγΜΔιν,
и окажутся
они глупцами»
(Йирмияу
50:36). Наши
мудрецы (Таанит
7а)
использовали
эту фразу
также как
критику для
тех мудрецов
Торы, которые
занимаются
исключительно
поодиночке: δΗαΜΗγΜΔιν
подсказывает
αγ ααγ –
каждый сам по
себе. Всегда
лучше
заниматься
Торой вместе
с кем-то (с хаврусой)
чтобы
обсуждать с другим
и проверять
свое
понимание.