Талмудический
Винегрет.
Глава
Вайишлах, Талмуд,
Трактат
Песахим стр. 8-14.
Лерефуа
Шлема Шель
Раиса бат
Соня.
В нашей
главе мы
читаем про
борьбу Якова
с ангелом.
Происходило
ли это
реально или в
видении?
Казалось бы,
раз Яков в
результате
хромал, то
значит, этот
поединок
реально
произошел.
Тем не менее,
Рамбам,
Ралбаг и
некоторые
другие комментаторы
считали, что
все это
происходило
в видении,
которое было
таким
сильным, что
Яков
действительно
проснулся
хромающим (также
возможно, что
он ворочался
во сне и подвернул
ногу).
А от какого
слова
происходит
глагол åÇéÌÅàÈáÅ÷, которое
используется
для описания
этой борьбы?
Некоторые
объясняют,
что это слово
связано со
словом
«хибук» (çá÷ –
обниматься,
буквы хет и
алеф иногда
меняются в
святом языке;
так же в
арамейском
корень àá÷
обычно
означает
завязанные
или сплетенные
вместе
предметы). По
другим
мнениям, åÇéÌÅàÈáÅ÷
происходит
от слова
«авак» - пыль,
которая поднимается,
когда люди
борются.
Где Раши
пишет в нашей
главе про
слово, которое
может быть и
женского и мужского
рода?
Слово
«махане» -
лагерь (в
стихе 32:9) может
быть мужского
или женского
рода. В этом
стихе, «махане»
женского
рода
(написано
«махане ахат» - «одна»),
но позже
сказано (33:8)
«а-махане а-зе» -
«этот» лагерь
в мужском
роде
(заметим, что
Р. Яков
Каменецкий
предполагает,
что есть
разница
между
«махане» в
женском роде,
означающем
место лагеря
и «махане» в
мужском роде,
означающем
сам лагерь.)
Где еще
упоминается
в Танахе
могила Рахель?
Могила
Рахель
упоминается
в Книге
Шмуэля (1:10:2).
Шмуэль при
первой
встрече с
Шаулем,
предсказывает
ему, что с ним
произойдет в
ближайшее
время, и в том
числе об
эпизоде
рядом с
могилой Рахель.
А где еще
упоминается
Бет Лехем?
Бет Лехем
упоминается
в Танахе
много раз, там
происходит
основное
действие
Книги Рут, оттуда
был родом
Давид, также
это место
упоминается
в книгах
Шофтим,
Йирмияу,
Мика, Эзра и
др.
Интересно,
что когда
Всевышний
сказал Шмуэлю
помазать
нового царя,
тот
испугался, говоря:
«А если Шауль
об этом
узнает, он же
меня убьет».
Всевышний
тогда сказал Шмуэлю
сделать вид,
что он просто
идет в Бет
Лехем
принести
жертву, и там
он заодно
секретно
помажет
нового царя
(см. также
Рашбам, Шемот
3:11 и Радак,
Шмуэль 1:16:2).
Талмуд
(Песахим 8б) учит
отсюда, что
хотя обычно
те, кто
заняты мицвой,
получат
особую протекцию
от
Всевышнего,
тем не менее,
если опасность
велика, то
рисковать не
следует. Поэтому
и не
заставили
проверять
хамец в таких
щелях и
дырах, куда
лезть
опасно.
Однажды три
мудреца
обсуждали
Тору и цитировали
мнение
некого
мудреца по
имени Зеэв («зеэв»
на иврите –
волк). В этот
момент мимо
пробегал
волк, и двое
из мудрецов
пошли
посмотреть
на него, и
когда они
вернулись,
третий спросил
у них: «Зачем
вы
прервались?
Разве Рав
Зеэв пришел к
нам, что вы
пошли его
встречать?»
Они же
считали, что
данная шутка
была
неуместна, и
что он
оскорбил
этим Раввина
Зеэва. Когда
спросили у
автора «Тора
Лишма»
(вопрос 252;
некоторые
считают, что
автор этой
книги – Р.
Йосеф Хаим,
известный
как
«Бен Иш Хай»)
тот ответил,
что ничего оскорбительного
в этом нет.
Так же Талмуд
(Песахим 9б)
спрашивает
риторически:
а что крыса
(хульда) –
пророчица,
чтобы знать заранее,
что скоро не
будет хлеба,
намекая на
настоящую
пророчицу,
которую
звали Хульда
(см. также
Ницуце Ор к
нашей
странице).
Что значит
выражение
(Песахим 11а) áãåúà
«бедута»
и в какой еще
форме оно
встречается?
Это
выражение
используется,
когда Талмуд полностью
не согласен с
каким-то
утверждением
мудреца: «Это
утверждение
Рава такого-то
– áãåúà».
Некоторые
понимают это
слово, как
«фикция», как
мы находим в
Танахе, что
Йеравеам
установил
новый
«Суккот» в
восьмой
месяц вместо
седьмого, «в
месяц,
который он
придумал áÌÈãÈà îÄìÌÄáÌåÉ»
(Мелахим 1:12:33). Но
Рав Руевен
Маргулиос
предполагает,
что слово áãåúà
намекает на
мудрецов
города
Пумбедиты ôåî-áãéúà город
у «рта Бедиты».
Бедита – был
канал, у
которого
находился город
с известной
академией
Торы, чьи
мудреца
славились
своей
остротой ума,
и умели своей
логикой
«засунуть
слона в ушко
иголки».
Поэтому,
когда
какое-то
утверждение
казалось
слишком
маловероятным,
мудрецы говорили
«Бедута» - это
как
утверждение
тех, кто пьет
воды Бедиты
(согласно
Хазаль,
многое зависит
от того,
какую люди
пьют воду). В
некоторых
местах в
Талмуде,
вместо áãåúà
используется
выражение áøåúà
(см. Баба
Мециа 9а), и
хотя общий
смысл
такой-же,
само выражение
видимо
происходит
от слова «бар»
(снаружи, не
включается в
дискуссию в
Бет Мидраше).
Можно ли
«продавать»
хамец для
нерелигиозного
владельца,
который
продолжает
его использовать
в Песах?
На этот счет
есть диспут
(см. мнения,
которые
приводит
книга Писке
Тшувот 448:20).
Утром, в
первом часу
трапезничают
людоеды. Во
втором –
бандиты. В
третьем –
богатые наследники.
В четвертом –
большинство
людей, в пятом
– рабочие. А в
шестом часу
едят Талмидей
Хахамим
(которые
утром заняты
изучением Торой).
А тот, кто ест
после этого
времени,
только
вредит здоровью
(Песахим 12б). (О
пользе
завтрака упоминается
также в
Трактате
Бава Кама 92б и
Бава Мециа 107б).
Заметим, что
многие
мудрецы вдобавок
перекусывали
утром перед
занятиями
(см. Талмуд,
Сукка 27а).