Талмудический
Винегрет.
Глава Вайигаш.
Талмуд, Санхедрин
12-18.
Лехацалат Шевуим и Лерефуа
Шлема всех на
Святой Земле.
Как
известно, «маасе
авот – симан
лебаним»
(дела
праотцов –
знак для их
потомков). А
на что
намекает
разделение Йосефа и
его братьев,
их
воссоединение
впоследствии?
Йосеф и Йехуда
– были двумя
лидерами
среди
братьев.
Позже в нашей
истории,
после смерти
Царя Шломо,
еврейский
народ
разделился
на два государства
– Йехуда и
Израиль.
Основным
лидером
северного
государства
Израиль –
было колено Йосефа, и
нередко
пророки называли
Израиль Йосефом
или Эфраимом.
Почти все
цари Израиля
были из рода Йосефа
(династия Йеравеама
и династия Омири и
Ахава были из
Эфраима,
а самая долго
правящая
династия Йеху
была из
Менаше, см. Раши
к Берешит
48:8). В конце
дней, пророки
обещали, что Йосеф и Йехуда
снова
помирятся, и
станут один
царством, и так
мы читаем в Хафторе
нашей главы (Йехезкель
(37:16): «А ты, сын
человеческий,
возьми себе
один посох, и
напиши на
нем: «Йехуде
и сынам
Израиля,
объединившимся
с ним». И возьми
другой посох
и напиши на
нем: «Йосефу,
посох Эфраима
и всех сынов
Израиля, с
ним». И
приблизи их
один к
другому, и
превратятся
они в один в
руке твоей ...
так сказал Г-сподь Б-г:
вот Я беру
сынов
Израиля из
среды народов,
и соберу их
со всех
сторон и
приведу их в
землю их. И
сделаю их
народом единым
в стране той,
на горах
Израиля. И
царь один
будет для
всех них
царем, и не
будут впредь
двумя
народами. И
никогда не
разделятся
впредь на два
царства.
(Заметьте,
что этот
отрывок Хафторы
как раз между
Хафторой
Субботы Холь Амоэда Песах, про
иссохшие
кости, и Хафторой
Субботы Суккота
про войну
Гога и Магога).
Также, на
базе этих
стихов,
существует
традиция, что
в конце дней
будет два Машиаха
(помазанника)
– Машиах
бен Давид и Машиах
бен Йосеф,
или бен Эфраим
(см.
подробное
обсуждение
Рава Йицхака
Айзека
Хавера в Сиах
Йицхак, 2-ой
том, глава Вешалах).
Существует
ли сегодня
концепция «смихи», и
что она в
наше время
означает?
Само слово «смиха»
означает
«посвящение».
Дословно, оно
происходит
от корня Лисмох
– «опираться», и
в буквальном
смысле
означает
«рукоположение».
Так Тора
описывает,
что когда Моше
возложил
свои
полномочия
на Йехошуа
(Бемидбар
27:23): «И возложил åÇéÌÄñÀîÉêÀ
он руки свои на
него». Талмуд
учит (Санхедрин
13б), в более
поздних
поколениях
не
требовалось
физически
возлагать
руки, и достаточно
было
сообщить, что
такому-то дается
«смиха».
При этом смиху
мог дать
только тот,
кто уже
получил смиху
сам. Так как
Римляне
после
восстания
Бар Кохбы
осознали, что
сила
еврейского
народа в нашей
религии, они
преследовали
нас за
соблюдение
заповедей, и
особенно
страшным
гонениям
предавались
учителя Торы
и раввины. В
частности, Римляне
запретили
под страхом
смерти делать
процедуру «смихи»
(которую
можно было
делать
только в
Израиле),
надеясь
таким
образом прервать
непрерывную
связь
раввинов с Моше, и
допиться
того, чтобы у
раввинов не
было основных
полномочий,
которые дает смиха.
Талмуд
описывает (Санхедрин
14а), как Р. Йехуда
бен Бава
(вместе с
двумя
другими
мудрецами),
решили с
риском для
жизни
сделать смиху.
В результате,
Римляне
узнали
об этом и
убили
великого
мудреца (он
считается одним
из десяти «харуге
малхут» -
убитых
царством), но
ученикам
удалось спастись,
и смиха
продолжалась
еще много
поколений. В
конечно
итоге, смиха
все таки
прервалась, и
сегодня у нас
нет настоящей
смихи.
Тем не менее,
и сегодня,
когда ученик
знает достаточно,
его раввин
дает ему «смиха»,
свидетельствуя
этим, что
теперь он
может постановлять
Халахические
вопросы, и
Рема (Йоре
Деа 242:14)
пишет, что
после того
как умер
раввин данного
человека, то смиха уже
не требуется.
А как настоящая
«смиха»
возобновится
в конце дней?
Рамбам пишет (Санхедрин
4:11) «Мне кажется,
что если все
мудрецы в Эрец
Йисраэль
согласятся
назначить
судей и
передать им смиху, то
это
сработает … и
они смогут
передавать смиху
другим. Если
так, то
почему
мудрецы так
расстраивались
и боялись,
что смиха
будет
аннулирована
среди
еврейского
народа?
Потому что
еврейский
народ был
разбросан, и
невозможно,
чтобы все
(мудрецы
Израиля)
смогли
согласиться
(дать кому-то
посвящение) ...
Вопрос об
этом требует
взвешенного
решения» (см.
также
комментарий Рамбама к Мишне, Санхедрин
1:3). На практике,
пять веков
назад
мудрецы в Израиле
попытались
возобновить смиху, но
ничего из
этого не
вышло, тем
более что и сам
Рамбам
был не уверен
в своем
предположении,
что настоящую
смиху
можно
возобновить
без цепочки
от Моше Рабейну.
(Возможно, в
конце дней, смиха
будет
возобновлена
через
пророка Элияху,
см.
комментарий Радбаза к Рамбаму).
Кто такие
«Судьи
Диаспоры?»
Во многих
местах
Талмуда, цитируется
мудрецы не по
имени, а по
общему титулу.
Здесь, в нашей
сугие
Талмуд (Санхедрин
17б): «Это учили
перед
мудрецами»,
подразумевается,
что это было
сказано Леви,
который сидел
перед Рабби Йехуда ХаНаси.
Если
говорится:
«Они
обсуждали
это перед мудрецами»,
то это
относится к Шимону
бен Аззаю,
и Шимону
бен Зома,
и Ханане
Египтянину, и
Ханане
бен Хакинаю
... Выражение:
«Наши
раввины,
находящиеся
в Вавилоне»,
относится к Раву
и Шмуэлю.
Выражение: «Наши
раввины в Эрец
Исраэль» - это
рабби Абба
(другая
версия: Р. Аха и Р. Абба).
Выражение
«Судьи
Диаспоры»
является
отсылкой к
мудрецу Карне
(но см. Рашбам,
Бава Батра
70а, у которого гирса, что
«судьи
изгнания» -
это Карна
и Шмуэль).
Фраза: «Судьи Эрец
Исраэль»,
относится к
раввину Ами и
раввину Аси.
Фраза: «Судьи Пумбадиты»,
относится к раву Паппе
бар Шмуэлю,
а «Судьи Нехардеи»,
к суду,
возглавляемому
равом Аддой бар Миньюми.
Термин:
«Старейшины
Суры»,
относится к раву Хуне
и раву Хисде, а
«Старейшины Пумбадиты»,
относится к раву Йехуде
и раву
Эйне. «Острые çøéôé
(в
смысле, очень
проницательные,
специалисты
по Пильпулю)
Пумбадиты
— Эйфа и Авими,
сыновья Рахавы
(Пум-Бадита
– город у
устьев речки Бадита, Р. Реувен
Марголиус
приводит, что
поэтому
слишком натянутые
объяснения
Талмуд
называет «Бадота»,
т.к. эти Харифе
Пум-Бадиты
были
известны
своим
умением
помещать слона
в ушко
иголки, см. Бава
Мециа 38б).
Выражение: Амораим Пумбадиты,
- это Рабба
и Р. Йосеф,
а «Амораим
Нехардеи»,
- Рав Хама.
Если сказано:
«Учили
мудрецы Нехарбелы»,
то это
относится к
Рами бар Бераби,
а
утверждение:
«Говорят в
школе
Раввина» — это Рав Хуна
(потом Талмуд
заключает,
что это Р. Хамнуна,
но см. Раши,
Йевамот
83б).
Формулировка:
«Они говорят
на Западе» (т. е. в
Эрец
Исраэль) – это Рав Йирмея.
Выражение:
Они послали
сообщение
оттуда (то
есть из Эрец
Исраэль),
относится к
раввину Элазару
(имеется в
виду Р. Элазар
бен Педат,
ученик и
коллега Раби
Йоханана),
а
утверждение:
«Они
посмеялись
над этим на Западе»
означает, что
Р. Йосе
бар Ханина не
принял
определенного
мнения.