Талмудический Винегрет. Глава Ваеце. Талмуд, Бава Батра 159-165.

 

Лехацалат Шевуим и Лерефуа Шлема всех на Святой Земле.

Мы знаем, что Яков женился на Лее и Рахель – дочерях Лавана. А были ли у Лавана другие дочери, и были ли у него сыновья?

Согласно Хазаль (см. Раши, Берешит 31:50 от имени Берешит Рабба 74:13), две другие жены Якова – Билха и Зилпа были тоже дочерями Лавана (от наложницы). Они учат это из слов Лавана (Берешит 31:43): «Дочери — мои дочери, а дети — мои дети …» и также (31:50): «Если притеснять будешь моих дочерей и если возьмешь жен кроме моих дочерей». Что касается сыновей, Тора сообщает (Берешит 30:35), что Лаван отдал часть животных своим сыновьям, и позже сказано, что сыновья Лавана говорили (31:1): «Забрал Яков все у отца нашего». Раши пишет (Берешит 30:27), что когда Яков пришел к Лавану, у того еще не было сыновей, поэтому Рахель пасла его скот. Именно поэтому Лаван позже сказал Якову (30:27): «Я нагадал, и я вижу, что благословил меня Всевышний ради тебя».

Тора описывает (Берешит 30:38), как Яков поставил прутья перед животными áøäèéí, когда происходило их спаривание, там, где они пьют åÇéÌÅçÇ֖îÀðÈä áÌÀáÉàÈ֥ï ìÄùÑÀúÌÍåÉú. Что значит слово øäèéí и какое бытовое слово в современном иврите возможно от него происходит?

Раши объясняет слово  øäèéí рехатим, как канавы для воды, углубления, вырытые в земле, из которых поят скот. Р. Элияу Мизрахи и другие комментаторы Раши объясняют, что согласно Раши слово øäèéí подобно арамейскому корню øäè – перевод с иврита слова øõ – бежать (см. например Онкелос к Берешит 18:2, заметим, что в арамейском вообще часто буква è заменяет букву ö иврита). øäèéí - место, где «бежит» вода. Другие комментаторы переводят это слово как просто «корыта» (см. Ибн Эзра). В нашей главе это слово встречается дважды (еще раз в стихе 41), и позже в Торе это слово в том же значении встречается в главе Шемот (2:16), когда Моше спас дочек Йитро, которые пришли поить скот. В остальных книгах Танаха, корень øäè встречается только в Шир Аширим, причем один раз (1:17) написано слово øÇçÄéèÅðåÌ через Хет, но читаетсяøÇäÄéèÅðåÌ , а второй раз (7:6) форма слова áÌÈøÀäÈèÄéí. О значении этих стихов есть много мнений, и не исключено, что они связаны со значением этого корня в нашей главе (см. Мецудат Цион). В частности, Раши пишет к стиху 7:6, что это слово может значить какие-то завитки (локоны), или оно связано опять с корнем «бежать», а к стиху 1:17, Раши не уверен в точном значении слова øÇçÄéèÅðåÌ\øÇäÄéèÅðåÌ, но похоже это какие-то балки, и подобное значение встречается в Талмуде.  Видимо, современное слово «мебель» øäéèéí происходит от одного из этих значений. Замечу, что в Библейском и даже в раввинском иврите, похоже, не было специального слова для мебели, или это слово до нас не дошло (как, например, слово «кашель»), но обычно мудрецы использовали общие слова, как ëìéí – посуда, мебель и разные приборы.

А что точно значит слово åÇéÌÅçÇ֖îÀðÈä и в чем необычна его грамматическая форма?

åÇéÌÅçÇ֖îÀðÈä значит «разогреваться», и имеется в виду, когда животные сексуально возбуждались. Форма слова исключительна тем, что первая буква Йод означает мужской род, а окончание ðÈä – женский род. Грамматики называют такую форму – андрогинос (андрогинный), и существует еще несколько примеров такой формы (см. Хизкуни и Минхат Шай). Возможно, Тора намекает, что самцы возбуждаясь от самок, а самки – от самцов (см. Радак и Мехокеке Йехуда). Не исключено, что Яков использовал спаривание более сексуально активных животных, чтобы возбуждать других (см. статью в «Парша блог» Helping Giant Pandas Conceive).    

Что такое «гет мекушар

Слово «гет» âè значит не только разводное письмо, но вообще «документ». В определенных местах было принято писать и разводные письма, и другие документы необычным образом. Документ подписывали как минимум три свидетеля на нижней части бумаги, которую каждый раз складывали внизу и зашивали. Получается, что сами подписи были на обратной стороне гета (если его распороть). Причина, которую сообщает Талмуд на столь одиозный гет в том, что он оформлялся очень долго, и за это время разводящийся мог за это время передумать. Дело в том, что если коэн разведется с женой, то он не сможет на ней снова жениться, и фактически Хазаль специально установили сложный гет, чтобы потянуть время. (Наверняка существовали и другие причины на такой гет, и в нашей сугие даже пытаются найти подсказки на него из письменной Торы). Сегодня вообще нигде не делают «гет мекушар», но, разумеется, сегодня развод занимает гораздо дольше времени. Вдобавок раввины и без того не оформляют гет, пока есть надежда помирить супругов (а против воли жены в наше время запрещено разводиться).

Какие грехи встречаются каждый день?

В нашей сугие (Бава Батра 164б) приводится, что есть три греха, от которых человек не избавлен каждый день: греховные мысли, концентрация на молитве, и лашон ара. Гемара переспрашивает: разве взаправду человек не может прожить и дня, не произнеся лашон ара? Скорее, имеется в виду «авак (пыль от) лашон ара» (произнесение намека, т. е. слов с едва заметным следом дурной речи). Тем не менее, Хафец Хаим считал, что если очень стараться, можно избежать и «авак лашон ара». Насчет «концентрации во время молитвы», есть разные мнения, что имеется в виду. Наиболее простое объяснения, что имеется в виду отсутствие «кавоны» - концентрации, когда человек произносит слова, но думает о другом (это почти невозможно избежать).

А какие грехи встречаются у большинства людей?

Талмуд (Бава Батра 165а) продолжает: Большинство людей поддаются греху в отношении воровства, а меньшинство – в отношении сексуальных отношений, и все поддаются греху в отношении лашон ара. Здесь тоже Талмуд уточняет, что имеется в виду не сама дурная речь, но только «пыль от лашон ара». Рашбам объясняет, что в отношении воровства имеется в виду всевозможные не совсем честные виды бизнеса. Разумеется, большинство людей не полезут в чужой карман, но многие находят себе оправдания в разных видах нечестного поведения.

Предыдущая глава