Талмудический
Винегрет.
Глава Ваеце,
Талмуд, Бава
Кама 17-23.
Лехацалат Шевуим и Лерефуа
Шлема всех на
Святой Земле.
В
нашей главе
мы впервые
встречаем
слово «мацева» (îÇöÌÅáÈä). Что
оно значит?
В
начале нашей
главы (Берешит
28:18)
описывается,
как на пути в
Сирию, Якова
увидел
пророческий
сон, с лестницей,
по которой
поднимаются
и спускаются
ангелы. Когда
Яков
проснулся, он
взял камень и
поставил его
как «мацева»
(постамент), и
возлил на
него масло,
сказав (Берешит
28:22): Этот
камень,
который я
положил как мацева,
будет Домом
Б-жьим ...»
Существует
мнение (Р. Саадиа
Гаон, Ибн Эзра, Радак),
что с помощью
масла он
обозначил
этот камень,
и свои
намеренья
вернуться, и
сделать здесь
Алтарь. Или
помазав
камень, он
его
приготовил и
освятил, как
позже был
помазан Мишкан
и его сосуды (см.
Рашбам и Хизкуни).
Но многие
комментаторы
считают, что сам
акт возливания
масла был
сделан в знак
службы (как и
в Храме,
возливали
вино, и воду
на
жертвенник).
Основное
различие
между
обычным
жертвенником
и «мацевой»
в том, что «мацева»
состоит из
одного камня
(см. Раши, Деварим 12:3,
и так
выглядит из
Иерусалимского
Талмуда, Авода
Зара 27б,
но см. ниже от
имени Рамбама).
А Рамбан
пишет, что
вдобавок
именно на мацеву
возливали
вино или
масло, но не
приносили обычные
жертвы из
животных (см.
также ГР”А
к Дивре Аямим 2:14:2).
Вообще,
камень «мацевы»
может быть
предназначен
не только для
ритуальной
службы, но и
для других
целей, в том
числе
символических
(см. ниже).
А
как мог Яков
поставить «мацева»,
если Тора
позже скажет
(Деварим
16:22): «И не
воздвигни
себе îÇöÌÅáÈä
камня
памятного,
которого
ненавидит
Всевышний?»
Действительно,
существует
отрицательная
заповедь, не
делать «мацеву»,
чтобы
приносить
жертвы
Всевышнему. Раши
пишет (от
имени Сифре):
«это
постамент из
одного камня,
чтобы на нем
приносить
жертвы, и
хотя это было
угодно Всевышнему
в дни
праотцов,
теперь стало
ненавистным,
потому что Кенаанеи
стали
использовать
такие
жертвенники
для
идолопоклонства».
Интересно,
что Рамбам
(Запреты
Идолопоклонства
6:6), пишет не как Раши: «Мацева,
запрещенная
Торой, — это
сооружение
(по версии Сефер
Ахинух, 493:
высокое сооружение
из камня или
земли),
вокруг
которого
собираются
люди. Этот
запрет
относится,
даже когда
оно было
построено
для служения
Б-гу,
потому что
это
языческий
обычай, как
сказано: Не
воздвигайте
памятника,
которого ненавидит
Б-г» (но см.
комментарий Аводат Амелех,
который
пытается
объяснить
мнение Рамбама
в свете Раши,
см. также
комментарий Дивре Йирмияу,
и Респонсу
Минхат Йицхак 1:29 о
конкретных
параметрах
запрета
согласно Рамбаму).
А
где еще в
Книге Берешит
встречается
слово îÇöÌÅáÈä?
В
конце нашей
главы (31:13)
Всевышний
напоминает
Якову про то,
как он «помазал мацеву».
Также, после
союза с Лаваном,
Яков
поставил мацева
(31:45) (с
символической
целью, как
свидетельство
их союза). В главе Вайишлах,
Тора снова
упоминает,
что Яков
поставил «мацева»
в Бет-Эле
(Берешит 35:14), но
Ибн Эзра
(там же) не
уверен, была
ли еще
одна «мацева»,
или речь идет
о том же
камне,
который Яков
поставил,
когда
путешествовал
в Сирию. Также,
Тора
описывает,
как Яков
поставил «мацеву»
на могиле Рахель
(Берешит
35:20; эта мацева
не
использовалась
для каких
либо
ритуальных
целей, но
была могильным
памятником).
С тех пор,
часто слово «мацева»
приобрело в халахе
значение
именно
могильного
памятника
(см. например Йоре Деа
364:1).
Талмуд
учит нас, что
если
животное шло
по улице, и из
под его
копыт вылетели
камушки, и
разбили
посуду,
стоящую в чьем-то
дворе, то
платят
половину
ущерба. А что
если эта
посуда
стоила очень
дорого, нужно
ли платить
половину
ущерба, если
это больше
чем
стоимость
самого
животного?
Как мы
знаем, в
случае
ущерба,
нанесенного
быком, если
хозяина не
предупреждали,
то он возмещает
половину
ущерба, но не
более цены самого
быка
(подобную
ответственность
называют
по-английски
«limited liability»).
Талмуд (Бава
Кама 18а)
приводит
неуверенность
Равы по отношению
к камушкам (ц’рурот):
платят ли из
самого быка
(т.е. не больше
его стоимости),
или из
собственного
кармана? Шулхан
Арух (Хошен
Мишпат 390:3)
постановляет,
что нужно
платить из
собственного
кармана.
Нужно
ли платить,
если человек
жил без спросу
в чужом
дворе?
Талмуд
(Бава
Кама 20а-21а)
приводит
диспут, нужно
ли платить,
если человек
пожил в
чьем-то дворе
без спросу. Халаха
следует
мнению, что
если двор все
равно бы не
сдавали, то
платить не
нужно (см.
детали этого
закона в Хошен
Мишпат 363:6).
Общий
принцип: если
один выиграл,
но другой
ничего на
этом не
потерял, то
платить не
нужно.
В
Талмуде (Бава
Кама 22а)
приводится
диспут Р. Йоханана
и Реш Лакиша
о том, в чем
корень
ущерба через
огонь? Мнение
Р. Йоханана,
что огонь
подобен
стрелам
человека, а Реш Лакиш
считает, что
огонь – это
его
имущество
(как бык).
Какая
разница в этом
диспуте?
Талмуд
заключает,
что разница в
том, нужно ли
в случае
ожога
человека
платить
только за
ущерб, или
также другие
компенсации
(например,
лечение,
простой, боль
и т.п.). Дело в
том, что если
человек кинул
стрелу в
кого-то, он
платит не
только за сам
прямой ущерб,
но и другие
виды
компенсации.
Но если бык
нанес рану
человеку,
хозяин платит
только за сам
ущерб. В
случае огня,
есть диспут,
и халаха
следует Р. Йоханану,
поэтому
нужно
платить и
другие
компенсации
(см. Хошен Мишпат 418:17).
Можно
ли повторить
90 раз "морид
аталь"
после
первого дня Песаха,
чтобы потом
по привычке
правильно
произносить
второе
благословение
Шмоне Эсре?
Мишна (Бава Кама
23б) приводит
диспут Р.
Меира и Р. Йехуды
о том, какой
хозяин быка
считается
предупрежденным?
Р. Йехуда
считает, что
нужно чтобы
предупреждали
три дня, но Р.
Меир говорит:
если уж после
трех дней бык
считается
«бодливым»,
тем более
если он
бодался
трижды в один
день! Как
известно (это
учится и
Иерусалимского
Талмуда, Таанит
2б), после того
как в Песах
перестают
упоминать в
молитве
дождь, обычно
занимает 30
дней, чтобы
привыкнуть к
новому нусаху.
Поэтому, если
человек не
помнит,
сказал ли он «морид агешем»,
то в течение
месяца после Песаха,
считается,
что он
сказал, как
привык, и
значит
должен
молиться
заново. Тур
и Шулхан Арух (Орах
Хаим 114:9) пишут
от имени Р.
Меира из Ротенбурга,
что если в
первый день Песаха,
человек
скажет 90 (или 100,
см. Мишна Берура)
раз «мехае
метим ата
рав лехошиа
морид аталь», то
он привыкнет
говорить по
новому, и ему
уже не нужно
будет
возвращаться
в случае
неуверенности.
Эта халаха
основана на
мнении Р.
Меира: если
уже за тридцать
дней человек
привыкнет
говорить по новому,
тем более,
если скажет
много раз подряд
в один день.
Заметим, что
Р. Перец
спорит с
этим, и
считает, что
привыкнуть
говорить по
новому
занимает
время (и так
же пишет ГР”А), и
вдобавок халаха
все равно не
следует Р.
Меиру (но
видимо Маарам
из Ротенбурга
считал, что в
данном
случае и Р. Йехуда
согласится,
что повторив
много раз в
один день,
человек
привыкает к
новому нусаху).