Талмудический Винегрет. Глава Ваера, Талмуд, Недарим 12-18.

 

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Где начинается действие нашей главы, и почему Тора упоминает это место?

Наша глава начинается со слов (Берешит 18:1): «И явил Себя ему Г-сподь в Элоне Мамре». Уже в предыдущей главе (Берешит 13:18), Тора упомянула, что Авраам остановился в Элоне Мамре, т.е. в Хевроне. Слово Элон впервые встречалось в Торе в начале главы Лех Леха (Берешит 12:6, но там было Элон Море в Шхеме) и может значить «долину» (так переводит Таргум) или «терпентинное дерево» (см. первое объяснение в Ибн Эзра; такие деревья растут веками и служат ориентиром для многих поколений людей). Мамре – имя собственное союзника Авраама (см. Берешит 14:13 и 24). Согласно нашим мудрецам (см. Раши от имени Берешит Рабба) именно Мамре поддержал Авраама во время обрезания, поэтому Всевышний открылся ему на этой территории.

Какие отрывки из нашей главы мы читаем еще раз в течение года, и когда?

Последние два отрывка нашей главы мы читаем в два дня Рош Ашаны.

Какую Хафтору мы читаем к нашей главе?

Большинство общин читают про ребенка, которого оживил Элиша в четвертой главе второй части Мелахим  – Книги Царств. Там описывается, про праведную бездетную женщину, которую благословил Элиша, и на старости лет она родила сына. Впоследствии мальчик умер (хотя некоторые считают, что лишь он сильно заболел, что казался мертвым, см. Радак, Мелахим 2:4:31, см. также его комментарий к стихам 1:17:17 и 20, см. также Шита Мекубецет, Бава Меция 114б, Море Невухим 1:42, вопросы и ответы Хатам Софера, Йоре Деа 338). Женщина, ничего не сказав мужу, поехала к пророку, который смог оживить мальчика. Этот отрывок во многом перекликается с нашей главой, где Сара тоже родила сына на старости лет, после благословения ангелов (кстати, и гостеприимство этой женщины перекликается с гостеприимством Авраама). Еще одна параллель с нашей главой – это эпизод Акеды (кстати, есть Мидраши, согласно которым душа Йицхака упорхнула, и получается Йицхак тоже в каком-то смысле «умер», а потом вернулся к жизни). Заметим, что большинство Сефардим читают Хафтору только до 23-ого стиха, и вообще не читают про возвращение мальчика к жизни, а Ашкеназим продолжают читать отрывок про оживление мальчика до 37-ого стиха. Романиоты как обычно имеют другой обычай, они читают отрывок из Йешаяу, начиная со стиха (33:17): «Царя в красоте его увидят глаза твои» (видимо это основано на интерпретации, что Царь здесь – это Всевышний, и тогда это напоминает о начале нашей главы: «И явил Себя ему Г-сподь».)

Почему существовал обычай поститься в Йорцайт (годовщину смерти родителя)?

Обычай поститься в годовщину смерти родителя приводится Шулхан Арухом (Йоре Деа 376:4 и 402:12, также Шулхан Арух 378:4 приводит старый обычай поститься в день смерти мудреца). Этот обычай был очень распространен, и существует у некоторых и сегодня. Талмуд открыто не сообщает нам про это, но ГР”А (в своих комментариях к этому месту) приводит возможный источник из нашей сугии (Недарим 12а): случай, когда человек принял Недер не есть мясо и не пить вино как в день смерти родителя или мудреца.

В нашем трактате не раз упоминается (см. например Недарим 13б, 15а), что в отличие от Швуот, Недарим могут лечь только на то, что имеет субстанцию (например, если он сделал недер «не спать», то это не срабатывает, но человек может сделать недер, что его глаза не сомкнуться во сне; заметим, что у этого закона есть немало нюансов, см. например Йоре Деа 213:1 и комментарии к этому месту). Интересно, что согласно Зоару (Мишпатим 115б) приводится как раз обратное: что недарим ложатся на то, что не имеет субстанции, а швуот – нет (см. Шааре Зоар, где Рав Реувен Марголиус приводит разные книги, которые обсуждают это противоречие).

Про кого Рабби Йосеф Каро пишет: «умны они, чтобы делать зло, а делать добро не умеют» (Йирмияу 4:22)?

Как мы уже говорили, основная концепция Недера, когда человек приравнивает что-то разрешенное к Храмовым приношениям, и таким образом делает это запрещенным. Например, можно прировнять кусок хлеба к жертве. Но если человек сказал: этот кусок хлеба для меня будет как свинина, или как предмет идолопоклонства, то такой «недер» не работает (Недарим 13б). Наш трактат также упоминает, что обет «Торой» тоже не всегда срабатывает. Дословно сказано: тот, кто сказал: «Недер Торой» - ничего не сказал, но если он сделал Недер тем, что написано в Торе, то это срабатывает (Недарим 14б). Существует много диспутов (см. Бет Йосеф, Йоре Деа 212) о том, как интерпретировать нашу сугию, и в частности, относится ли это именно к Недарим (обетам) или к Швуот (клятвам). Шулхан Арух (Рема в Йоре Деа 212:1) постановляет, что клятвы срабатывают во всех случаях, а если человек держит Сефер Тору, то и Недер срабатывает. Рабби Йосеф Каро (Бет Йосеф, Йоре Деа 212) пишет про каких-то людей, которые ложно клялись Торой, а когда их упрекали, ссылались на нашу сугию. Он пишет, что эти «умники в своих глазах» оскверняют Имя Всевышнего, и приводят к тому, что простолюдины ненавидят мудрецов, считая, что те разрешают себе что хотят, и тогда и простой люд начинает легкомысленно относиться к клятвам. Он заключает, что про этих самозванцев сказано: «умны они, чтобы делать зло, а делать добро не умеют».

Что если человек поклялся не спать трое суток?

Согласно Хазаль, обычно человек не может не спать трое суток подряд (Недарим 15а). Поэтому, его клятва считается сразу «впустую» (Швуат Шав). Его бьют плетьми (если его предупредили), но спать он может сразу, т.к. клятва не сработала.

Строгость клятвы по сравнению с обетом была упомянута, но есть строгость и у обета: хотя клятва не ложиться против мицвы, обет может лечь (Мишна, Недарим 16а). Например, если человек поклялся, не есть мацу в Песах – это Швуат Шав, но если он сделал обет, запрещающий себе мацу, то это срабатывает. (Заметим, что и в случае клятв, если он поклялся вообще не есть мацу, то т.к. в течение года в этом нет мицвы, то такая клятва срабатывает, а раз она срабатывает в остальное время года, то и в Песах ему теперь нельзя есть мацу; разумеется, ему советуют аннулировать такую клятву, если он жалеет, что не сможет выполнить заповедь мацы). Вдобавок (Мишна, Недарим 17а) клятва не ложится на другую клятву, но обет может лечь на другой обет.

А в общем что считается строже: Недер или Швуа (клятва или обет?)

Талмуд (Недарим 18а) сообщает, что ложная клятва строже, чем ложный обет, т.к. именно по отношению к клятвам, Тора использует (в Асерет Адиброт) выражение: «Потому что не простит Г-сподь тому, кто произносит Имя Его напрасно» (Шемот 20:7).

Предыдущая глава