Талмудический
Винегрет.
Главы Ваякхел -
Пекуде,
Талмуд,
Трактат Песахим
стр. 106-112.
Лерефуа
Шлема Шель
Раиса бат
Соня.
Как на
иврите
называется
«зеркало», и
где в Торе
используется
этого слово?
Слово «мар’а»
происходит
из корня
«видеть». В
нашей главе упоминаются
медные
«зеркала»,
которые дали
женщины, и из
них была
сделана
мойка, из
которой коэны
мили руки и
ноги перед
службой.
Какой
из сыновей
Аарона нес
особую
ответственность при
построении Мишкана?
В
начале главы Пекуде (Шемот 38:21)
упоминается,
что основная
ответственность
за Микшан
была на
четвёртом
сыне Аарона – Итамаре.
Позже (Бемидбар
3:32) Тора
сообщит, что
третий сын
Аарона – Элазар
был
ответственным
за самые
святые
предметы –
святой
ковчег (см.
также Р. Бахъе
к стиху 38:21).
Почему
в нашей главе
постоянно
повторяется
выражение:
«Как повелел
Всевышний Моше»?
Одно
из
объяснений
(см. Ознаим
Летора): в
главе Тецаве,
когда были
описаны
одежды коэн
гадоля,
имя Моше
не
упоминалось
ни разу. Зато,
как
компенсация,
в нашей
главе, имя Моше
упоминается
постоянно
(см. также другие
объяснения в Кли Якар
38:22, Мешех Хозма 39:1, Аэмек Давар
39:5, Гриз 31:13, Р. Шимшон Рефаэль
Гирш).
Когда
закончили
строить Мишкан?
В Торе
не
сообщается
точной даты
конца постройки,
но дата
инаугурации –
Первое
Нисана сообщена
в конце нашей
главы (40:2 и 40:17)
Согласно Мидрашу,
Мишкан
закончили
стоить 25 Кислева,
как раз в
день, который
позже стал Ханукой.
Что
такое Кидуш
Рабба
(досл.
«великий кидуш»)
и почему он
так
называется?
Кидуш Рабба
– это просто утренний Кидуш (Песахим
106а, но само
название «Кидуша
Рабба»
использовалось
не везде, см.
ниже). Он
состоит из
всего лишь
одного
благословения
«Боре При Агофен», но
у большинства
обычай
читать перед
ним определенные
стихи про Шаббат.
Согласно Мишне
Беруре (289:3
от имени Рана
к нашей сугие
и Магид Мишна
к Законам Шаббата
29:10) «великий кидуш»
- это
эвфемизм (как
например
«слепого»
называют
«сильно
видящим»). Т.к.
этот Кидуш
состоит
всего лишь из
одной брохи,
его называли
«великим». Но Аризаль
дает
Каббалистическое
объяснение
этого названия
(см. Шаар Акавонот, Иньян Сеудат
Шахарит Дешаббат).
Если
у общины
принято
делать
благословение
на определенную
мицву,
может ли
гость,
которого
вызвали для
этой мицвы,
сделать броху,
если у него
обычай не
делать
благословение?
В
Талмуде (Песахим
106а)
рассказывается
следующая
история: когда
Рав Аши
попал в город
Мехозу,
его
попросили
сделать «Кидуша
Рабба». Он
не знал, что
они имеют в виду,
но решил пока
начать с брохи
«Боре При Агофен», и
потом, когда
увидел как
какой-то
старик пьет
вино, понял
что это и был «Кидуша Рабба». Рашбам
пишет, что Рав
Аши
предполагал,
что возможно
в Мехозе
принято
делать два
благословения
в утреннем кидуше, как
все делают
только
вечером, и он
был готов последовать
их обычаю,
раз он был в
их месте. Из
этого
некоторые
учат (см.
например
Хаим Шаал,
99), что и в
других
подобных
случаях,
когда обычай
в
определённой
общине
делать
какое-то благословение,
то и гость может
сделать броху,
даже если его
обычай не
делать
данное благословение,
но не все с
этим
согласны (см.
подробное
обсуждение в
вопросах и
ответах Ябиа
Омер, 1:29 и 2:3).
Если
у человека
нет вина, на
какие
напитки можно
сделать Авдалу?
Талмуд
(Песахим 107а)
упоминает,
что когда нет
вина, можно
сделать Авдалу
на «хамар медина» -
основной
напиток,
который пьют
в этом месте,
кроме воды.
По некоторым
мнениям,
годится
только
алкогольный
напиток, но
многие раввины
разрешают,
когда нет
другого
выхода, сделать
Авдалу
на кофе, или
апельсиновый
сок.
Почему
Сефардим
делают брохи
только на
первый и
третий
стаканы вина?
А как делают
Йеменские
евреи?
Наша сугия (Песахим
109б) упоминает,
что каждый из
четырех
стаканов считается
отдельной мицвой.
Отсюда Риф
учит, что
нужно делать
отдельное
благословение
на каждый стакан
(и также
считает Рамбам,
Хамец Умаца 8:5). Но сефардские
евреи
постановляют
халаху в
соответствии
с мнением Роша,
что агада
не является хефсеком
между
первыми
двумя
стаканами, и
также Халел
– не хефсек
между третьим
и четвертным
стаканом. У
Йеменских евреев
есть разные
обычаи,
многие
следуют Рамбаму
и делают
четыре
благословения,
но есть те, кто
следуют
стандартному
сефардскому
обычаю.
Знаем
ли мы имя
жены Р. Акивы
и имена его
сыновей?
В
нашей главе
упоминаются
советы Р. Акивы
своему сыну,
которого
звали Йехушуа
(Песахим
112а, см. также Швуот 6а). Вообще
есть
неуверенность,
сколько
всего было
детей у Р. Акивы,
и конкретные
имена другие
сыновей не
упомянуты. Авот ДеРабби
Натан (глава 6)
упоминает
имя жены Р. Акивы
– Рахель,
но возможно
до Рахели
у него была
другая жена и
сын от нее (см. комментарии
Грива и Кисе Рахамим к
этому месту Авот ДеРабби
Натан, см. также
Ницуце
Ор, Шаббат,
150а). Видимо в
конце жизни у
Р. Акивы
была еще одна
жена
которая перешла
в иудаизм (см. Недарим 50б).
Что
имеется в виду
под
утверждением
(Песахим
112а) «Сделай
Субботу как
будний день,
но не бери [цедаку]
у других»?
В Шаббат
человек
должен есть
особую пищу,
но если у него
нет денег,
лучше поесть
как в будний
день, и
только две
трапезы, но
не брать
милостыню у
других. Если
возможно,
следует хоть
как-то
отличить
Субботнюю трапезу,
а не есть
только хлеб, например,
можно
сделать для Субботы
недорогую
рыбу, но если
и это
невозможно,
то лучше есть
только хлеб,
но не брать цедаку (см.
Мишна Берура 242:1).
Не
стой над
покупкой,
если у тебя
все равно нет
денег (Песахим 112б, см.
также Меири
и Маарша).