Талмудический
Винегрет.
Глава Цав,
Талмуд,
Трактаты Песахим
стр. 120-121 и Шекалим
стр. 2-6.
Лерефуа
Шлема Шель
Раиса бат
Соня и
Владимир бен Хеня.
Какие
отрывки из
нашей главы
приводятся в сидурах?
В
стандартных
молитвах мы
произносим
один отрывок
из начала
нашей главы
(6:1-6), про самую
первую
службу утром
– «трумат адешен»
(убирания
золы с
жертвенника),
и так приводит
Шулхан Арух (Орах
Хаим 1:9), но Сефардские
сидуры
этот отрывок
не приводят,
и также его
нет во многих
старых Ашкеназских
сидурах
(см. сидур Эзор Элияу).
А какую
Талмудическую
драшу на
базе
упомянутого
отрывка мы
тоже читаем в
утренней
молитве?
Этот
отрывок
заключается
словами (6:5): «И
будет класть
на него
священнослужитель
по утрам
поленья для
горения, и
раскладывать
на нем
всесожжение,
и воскурять
на нем жиры
мирных жертв»
(вехиктир
алеа хелве
ашламим). Хазаль (Йома 33а, Песахим
58б) учат, что
последней
жертвой
каждого дня была
послеполуденная
жертва «Тамид».
Это
подсказано
словами, что
именно после утренней
жертвы
всесожжения,
приносят все
остальные
(слово шламим,
подсказывает,
что после
утренней
жертвы «завершают»
- хашлем
остальные), а
значит, после
второго Тамида
никаких
жертв уже не
приносится.
Весь этот отрывок
из Талмуда (Йома 33а)
начинающийся со слов «Абае
описывал»
поместили в Сидурах
как часть
утренней
молитвы, т.к.
он описывает
весь порядок
различных
служб Храма
(см. также Тур, Орах Хаим
48, хотя во
многих
старых Ашкеназских
сидурах
этого
отрывка нет,
и также в Сидуре
Эзор Элияу).
В
чем разница
между
словами эфер
(пепел) и дешен
(зола)?
Согласно
некоторым
объяснениям, дешен (ãùï) используется,
когда
сожжено
что-то жирное
(см. Актав Веакабала
6:4, см. также
подробное
обсуждение у Малбима к
стиху 6:11 и в его
книге Аелет
Ашахар 428).
Слово дешен
используется
также просто
в описании
жирности,
например «Ты
умастил мою
голову елеем»
(дешанта бешемен роши, Техилим
23:5, см. также Деварим
31:20). Слово «эфер»
пепел
связано с
корнем ôø – ôøø распадаться
на маленькие
кусочки (см. Йешаяу 24:19).
Видимо, слово
афар
(земля) и эфер
(пепел) связаны,
и то и другое
является
рассыпчатой субстанцией
(но эти слова
не
однокоренные,
т.к. афар
пишется
через айин).
Интересно,
что в наших
свитках Торы,
в отрывке,
буква мем
в слове îåÉ÷ÀãÈä –
маленькая
(см. Минхат
Шай 6:2,
насчет
причин на это
см. Книгу Катан
Вегалодь,
со стр. 125). Но в
традиционном
мидраше «Отийот ДеРабби Акива», где
описываются
маленькие
буквы в Торе,
вместо этого
сообщается,
что
маленький мем
находится в
слове îÇîÀøÄéí (Деварим 9:7,
и также
приводит Махзор
Витри, но
см. Минхат
Шай, что в
большинстве
свитков это
обычная буква).
«Никакого
жира
воловьего и
овечьего и
козьего не
ешьте» (Вайикра
7:23). А жир
каких еще
животных
запрещен? А
запрещен ли жир
гибрида,
например
оленя и козы?
Талмуд
учит, что
только жир
домашних
животных
запрещен, но
есть
неуверенность,
существуют
ли другие
домашние кошерные
животные, кроме
упомянутых в
стихе. На
практике, во
всех случаях
неуверенности,
мы должны
быть строги в
запретах
Торы, поэтому
не едят жир
буйволов и
бизонов (см. Йоре Деа
28:4 и 80:3). Что
касается
гибридов,
если мама –
домашнее
животное, то
жир детеныша
точно
запрещен, но
если мать –
дикое животное,
а отец –
домашнее, то
есть неуверенность,
можно ли есть
жир, и мы
строги в этом
тоже (см. Йоре
Деа 80:5).
Какую Хафтору
мы читаем на
этой неделе?
Стандартная
Хафтора
главы Цав
взята из
пророка Йирмияху,
где
подчеркивается,
что для
Всевышнего
главное не
жертвоприношение,
а
праведность и
порядочность.
Но почти
во всех
общинах
сегодня
читают в Шаббат
Агадоль Хафтору
из конца
пророка Малахи,
где
предсказывается,
как в конце
дней Всевышний
пришлет нам
пророка Элияху
(но заметим,
что в Маасе Рав
приводится
от имени Виленского
Гаона,
что когда Шаббат
попадает на
день до Песаха,
то читают
обычную Хафтору,
а с другой
стороны, Левуш
430:1 приводит
обычай
наоборот
читать эту Хафтору
только когда Шаббат Агадоль
попадает на
день до Песаха,
и такой
обычай был в
Праге, см. Элияу
Рабба 430:2, а
насчет
обычаев Сефардим,
см. Ябиа Омер 4:39).
Почему
Сефардим
делают броху
Шехехеяну
на обрезание?
В нашей сугие
(Песахим
121б)
приводится,
что при
выкупе
первенца делается
броха Шехехеяну. Отсюда Рамбам
учит, что и во
время
исполнения
других редких
заповедей,
как Брит
Мила,
делается это
благословение.
Но Ашкеназские
авторитеты
приводят
разные
аргументы, почему
у нас не
принято
делать и в
том числе потому,
что ребенку
больно (см. Йоре
Деа 265:7 и
комментарий
ГР”А от
имени Мордехая,
но сам ГР”А
постановляет
как Сефардские
авторитеты).
Почему
цикл «Даф Йоми» по
Вавилонскому
Талмуду
включает
трактат Шекалим
Иерусалимского
Талмуда?
По
какой-то
причине
издатели
решили включить
Иерусалимский
трактат Шекалим
в издание
Вавилонского
Талмуда,
видимо потому,
что это
единственный
трактат в Седер
Моэд, у
которого нет
Вавилонского
Талмуда. Заметим,
что
разделение
Трактата Шекалим
на страницы в
стандартных
изданиях
Вавилонского
Талмуда
отличается от
разделения в
стандартных
изданиях
Иерусалимского
Талмуда. При
цитировании
в нашей
рассылке мы
будем
использовать
нумерацию
страниц
издания
Вавилонского
Талмуда.
Если
в городе, где
должны
читать Мегилу
15-ого Адара,
прочли 14-ого,
выполнили ли
заповедь после
факта?
Из
трактата Шекалим
(даф 2б)
выглядит, что
после факта
человек
выполняет
заповедь (см.
также Орах
Хаим 688:4 и
комментарий
ГР”А, см.
также Шаарей
а-Цийун 688:9,
но см.
пометки ГР”А
к этому месту
в Йерушалим
и Хазон Иш 153:2).
Наш
народ щедр и
когда
собирают
дотации на хорошее и
на плохое.
Когда-то
евреи быстро
собрали золото
для золотого
тельца. Но и
когда нужно
было золото
для Храма,
евреи быстро
даже нужные
дотации.
(Также и
сегодня,
евреи очень
щедры, и
когда нужно
дать дотации
для хороших
целей, и в
поддерживании
всяких
радикальных
организаций.)
Должны
ли женщины
давать Шекалим?
А с какого
возраста
человек был
обязан давать
Шекалим?
В
пустыне Шекалим
давали
только
мужчины, и
только с 20 лет,
как написано
в Торе (Шемот
31:14). Но в более
поздние
времена, для
нужд Храма
могли давать
и женщины и
дети. Более
того, по
некоторым
мнениям,
женщины и
подростки с 13
лет были
обязаны давать
«Махацит Ашекель»
(см. Тосафот
Йом Тов, Шекалим
1:4, Ширей Корбан к
нашей сугие,
даф 4, и
источники,
которые
приводит
Писке Тшувот
694:5).
Всевышний
показал Моше
в видении
огненный
Шекель (Шекалим
4б).