Талмудический
Винегрет.
Глава Трума,
Талмуд,
Трактат Песахим
стр. 85-91.
Лерефуа
Шлема Шель
Раиса бат
Соня.
Что
означает
слово Трума?
Само
слово
означает
что-то, что
отделяют, дословно
«поднимают»
(от глагола «лехарим»).
Со времен
Талмуда,
слово «трума»
значило, как правило,
то, что
отделяют от
урожая и
отдают коэну.
Как
правильно
пишется
слово «Арон»
(ковчег) – через
Вав или
без Вав (àøï)?
В
наших
свитках Торы
есть только
три слова «Арон»
без Вава,
но во всех
остальных
местах, и в
частности везде
в нашей главе,
написано àøåï (см. Минхат Шай 25:22, хотя
из Зоара
3:157а выглядит,
что Арон
всегда
пишется без Вава, а в
Ленинградском
Кодексе Арон
написан без Вава в 5
местах).
Заметим, что Ха-Арон с
определенным
артиклем в Хумаше
всегда
пишется без Вава (äàøï).
Как Тора
называет
скрижали?
Тора
называет
«скрижали»
словом «Лухот»
(или Лухот
Эвен или Лухот
А-эвен –
каменные
скрижали).
Заметим, что
при этом Лухот
иногда
пишется без Вавов, а
иногда с
первым или
вторым Вавом,
но никогда с
двумя Вавами. Как
правило,
слово Лухот
упоминается
со словом «Эдут»
(Скрижали
Свидетельства),
а иногда как «Лухот А-Брит»
- Скрижали
Завета. В
нашей главе,
слово Лухот
вообще не
упомянуто, но
скрижали
называются
просто
словом «Эдут»
(Шемот 25:16 и
25:21, см. Рашбам,
но согласно Раши, «Эдут»
здесь – это
свиток Торы,
который
позже поместили
в Арон).
Сам ковчег
тоже часто
называется
Арон А-Эдут
«Ковчегом
Свидетельства».
Если
человек
находится в
дверном
проеме, можно
ли его
засчитать в миньян?
Если
его видно из
комнаты, то
да, а если нет,
то есть
диспут на
этот счет (см. Орах Хаим
55:13 и Мишна Берура и Биур Халаха
к этому
месту).
Можно
ли жить над
синагогой?
По
букве закона,
да, если
верхний этаж
построили
одновременно
с синагогой,
или если из первого
этажа
существующего
жилого помещения
потом
сделали
синагогу. Тем
не менее,
существуют
определенные
ограничения, например,
в отношении
постройки
туалета
наверху над
синагогой, и
в
особенности
в отношении
использования
пространства
над святым
ковчегом (см. Орах Хаим
151:12, Мишна Берура и
другие комментаторы,
см. также Халихот
Шломо, 19:3).
Можно
ли продать
телевизионной
компании разрешение
поставить
антенну на
синагогу?
Согласно
Раву Шмуэлю
Вознеру
нельзя (Шевет
Алеви 9:28).
Что
имеют в виду Хазаль в
следующем
утверждении (Песахим
86б): гость
должен
делать то,
что ему
скажет
хозяин, кроме
как если тот
скажет ему «öà» (уходи)?
По
некоторым
мнениям, эти
слова вообще
не являются
частью
Талмуда, и их
следует
вычеркнуть
(см. Меири).
Но многие
комментаторы
пытаются
объяснить
эти слова (см.
например Маарша
к нашей
странице и
комментарии Дриша и
Бах к главе 170
секции Орах
Хаим в Туре).
Интересное
объяснение
приводят от
имени Виленского
Гаона:
человек
должен сам
понять, когда
ему следует
уйти, и не
ждать, пока
его попросит
хозяин (см. Амаор
Агадоль,
стр. 640).
Следует
ли пить
стакан одним
залпом?
Нет,
кроме как
если стакан
очень
маленький (см.
Песахим
86б, Орах
Хаим 170:8).
Бывает
ли, что имя
человека
включает
звание «Рав»?
Согласно
Раши, да. Возможно, Рав Хуна
был так и
назван, и
слово «Рав»
здесь значит
не «раввин» а
является
частью имени
(см. также Р. Реувен Маргулиос,
Лехекер Шемот Векинуим,
стр. 63, что
похоже
существовали
мудрецы, которых
звали просто
«Рав»)
Заметим, что
во время
Талмуда
существовали
имена,
которые
включали
слово «Рав»,
например Рабба
(Раби Абба),
Равина (Раби Авина).
Почему
пророк Хошеа
начинает со
слов: «Сначала
Всевышний
сообщил Хошеа»?
Действительно,
Хошеа не
был нашим
первым
пророком,
Согласно Талмуду
(Песахим
87а), слово
«сначала»
означает
здесь, что Хошеа
был первым из
тех пророков,
которые
пророчествовали
в этом
поколении: Йешаяу, Амос и
Мика. Но
согласно
простому
смыслу, Хошеа
лишь
описывает,
что
Всевышний
сообщил ему в
начале его
пророчеств.
Из
какого
колена был Хошеа?
Согласно
Хазаль (Ялкут Шимони,
516 от имени Псикты),
Хошеа был
из колена Реувена.
Так же как Реувен
сделал
когда-то Тшуву
после греха с
Билхой,
так же и Хошеа
призывал
Израиль к Тшуве.
Он жил в
период конца
северного
государства,
но народ не
внял
предостережениям
пророка, и
вскоре после
этого
Израиль был
разрушен, и большая
часть народа
ушла в
изгнание.
Когда
мы читаем Хафторы
из этого
пророка?
Отрывок
из Хошеа
читают в
«Субботу
Раскаяния», а
также к главам
Ваеце и Бемидбар.
Многие Ашкеназим
читают из Хошеи
Хафтору
к главе Вайишлах,
но
большинство Ашкеназим,
и все Сефардим
читают
пророка Овадию.
Всевышний
изгнал нас
среди
народов,
чтобы к нам
добавились
прозелиты (Песахим
87б).
(Песахим
88а): Авраам
назвал (во
время Акеды)
это место
«горой», Йицхак
назвал его
«полем» (когда
вышел
медитировать
вечером и
повстречал Ривку), а
Яков назвал
его «домом»
(когда заснул
на пути в Харан
и,
проснувшись,
сказал, что
это место
станет «Домом
Всевышнего»).
Простой
смысл этой Агады
похоже в том,
что все эти
три события
происходили
на одном и
том же месте,
там где в будущем
стоял Святой
Храм. Хотя
место Акеды,
и место, где
спал Яков,
действительно
согласно
многим
интерпретациям
были там, где
в будущем был
построен
Храм, нет
никаких традиций
(кроме нашей агады), что
«поле» упомянутое
в истории с Йицхаком
было на этом
месте. Но
согласно некоторым
интерпретациям,
Талмуд здесь
не имеет в
виду, что
физически
Ицхак
находился на
месте
будущего
Храма.
Возможно, он
находился
совсем в
другом месте,
но молился в
сторону Хар
Амория
(где
произошла Акеда), и
назвал его
«полем» (см.
комментарий
Бен Йехояда
к нашей
странице от
автора Книги
«Бен Иш Хай»). На
самом деле,
не исключено,
что Хазаль
вообще не
имели в виду,
что все три
эти названия
относятся к
одному
физическому
месту, и как
обычно
подсказали
своими
святыми словами
мистические
концепции
(см. ГР”А в
комментариях
к Зоару,
конец «Яхел
Ор» к Книге Шемот).
Выражение
«калут даат» не
всегда
значит
легкомыслие. В нашей
сугие (Песахим
88б)
описывается,
что у Царя и
Царицы «даатан
кала»,
поэтому им
все равно,
есть ли
Пасхальную
жертву
барана или
козла. При
этом Раши
пишет, что
Царица была
умна. Видимо
смысл выражения
«даатан
кала» в том,
что человек
не
зацикливается
на одном и
том же, и
легко
переключается
на другое. На
базе этого
некоторые
объясняют известное
выражение Хазаль о
том, что
женщины – «калей
даат» в
смысле, что
они, в
отличие от
мужчин лучше приспособлены
к выполнению
разных задач одновременно
(multitasking).
Приносят
ли Корбан
Песах
для тех
нечистых
людей, кто
очиститься к
вечеру и
сможет тогда
есть
Пасхальную
жертву?
В
Талмуде есть
диспут на
этот счет. Рамбам
(Корбан Песах 6:2)
постановляет,
что в случае
определенных
видов
нечистоты
мертвеца,
даже если
человек уже
окунулся в
седьмой день,
и вечером станет
чистым, он не
ест
Пасхальную
жертву, но
должен
приносить Песах Шени
(но см. Раваад
в этом месте).
А если
человек был
нечистым не
от мертвеца,
и станет
чистым в ночь
на пятнадцатое,
то согласно Рамбаму
(там же 6:1) он ест
Пасхальную
жертву.