Талмудический
Винегрет.
Глава Толдот,
Талмуд, Бава
Кама 10-16.
Лехацалат Шевуим и Лерефуа
Шлема всех на
Святой Земле.
«И было,
когда
состарился
Ицхак и
затмились глаза
его, что он не
мог видеть» (Берешит 27:1). Виленский
Гаон
пишет (в
комментариях
к Тикуне Зоар Хадаш,
81а), что грех
Адама в
каком-то
смысле
включал три
самых
главных
греха:
идолопоклонство,
запретные
связи и
убийство.
Чтобы
искупить это,
части его
души пришли в
этот мир в
трех
праотцах.
Авраам был
брошен в
огонь в Ур Касдим,
и таким
образом был
исправлен
грех
идолопоклонства.
Через Йицхака
был
исправлен
грех
запретных
связей (которые
связаны в
первую
очередь с
грехами глаз
– что глаза
видят, то
человек
желает, и
поэтому наши
мудрецы учат:
не блуждайте
за глазами – имеется
в виду блуд).
Поэтому Йицхак
к концу жизни
ослеп. А
через Якова
было исправлено
«проливание
крови», когда
он оказался в
изгнании у Лавана, и
тот хотел его
уничтожить.
Когда
компенсируют
ущерб за
умершего быка,
кому отдают
труп
животного?
В главе Мишпатим
(Шемот 21:34)
описывается,
что если
человек
вырыл яму, и
туда упало
животное, он
должен
компенсировать
ущерб, åÀäÇîÌÅú éÄäÀéÆä ìÌå «а
мертвое тело
будет его».
Так же
написано про
человека,
которого уже
три раза
предупреждали,
что его бык
бодается (21:36)
«Но если
известно, что
это бодливый
вол со вчерашнего
и третьего
дня, и не
стерег его
хозяин его,
то заплатит
волом за
вола, а
мертвый будет
ему». Простой
смысл, что
тот, кто
принес ущерб,
платит
стоимость
убитого
животного, а
ему отдают
мертвого
быка (см. Рашбам
и Хизкуни).
Тем не менее, Талмуд
(Бава
Кама 10б) учит,
что слово ìÌå (его, ему) в
данном
случае
относится к
самому
потерпевшему,
а хозяин
бодливого
быка платит
разницу
между живым и
мертвым
быком. Вследствие
этого, если
хозяин не
успел продать
сразу труп
животного, и
за это время
труп
мертвого
быка еще упал
в цене, то все
равно платят
лишь разницу
на момент
нанесения
ущерба.
Если у
человека
родился
первый сын с
дефектами,
ставящими
его жизнь в
опасность,
или он
получил раны
несовместимые
с жизнью, нужно
ли его выкупать?
Обычно
первенца
выкупают на
31-ый день, но если
до того, как
он достиг
этого
возраста, он стал
«трейфой»,
то его не
выкупают (Бава
Кама 11б). Раши
объясняет,
что имеется в
виду, что
этот первенец
погиб (ðèøó - в
смысле не
стал «трейфой»
а был растерзан),
но остальные
комментаторы
(см. например Тосафот)
спорят с этой
интерпретацией,
и считают, что
он стал «трейфой»,
но жив. Более
того, даже
если коэну
уже
заплатили
заранее, он
обязан
вернуть деньги
назад (Йоре
Деа 305:12). Тем
не менее, не
любая
смертельная
болезнь
считается «трейфой», и
наоборот,
многие «трейфот»
(например,
определенные
дырки в
сердце) сегодня
лечатся, и
человек
может жить
годами. На
практике, Р. Йицхак
Яков Вайс
(Минхат Йицхак 7:99)
пишет, что
ребенка с «трейфой»,
которая
лечится,
следует выкупить
без
благословения,
а Р. Элиэзер
Йехуда Валденберг
(Циц Элиэзер
16:32) считает, что
броха на
выкуп
делается.
Нужно ли
платить, если
ничейный бык
принес ущерб?
Талмуд (Бава
Кама 13б) учит
из стихов
Торы, что
обязанность
платить
относится
только тогда,
когда у быка
есть хозяин.
Но, казалось
бы, сам
вопрос не
релевантный,
ведь если бык
ничейный, то
кто будет
платить? А
если
потерпевший
поймает
этого быка,
он может
просто его забрать
себе. Тем не
менее,
существует
ситуация,
когда вопрос
имеет смысл.
Допустим,
кто-то другой
успел
забрать себе
быка, после
того как он
принес ущерб.
Именно о такой
ситуации
учит Талмуд,
что платить
не нужно.
Есть ли
разница в
законах
ущерба между
мужчинами и
женщинами?
Мишна учит (Бава Кама
14б) учит, что
законы
компенсации ущерба
относятся
одинаково к
мужчинам и к женщинам
(как впрочем,
и остальные
«отрицательные
заповеди»).
Это верно и
по отношению в
женщине,
чьему
животному
принесли
ущерб, и к
женщине, чье
животное
принесло
ущерб. (Заметим,
что в
случаях,
когда
замужняя женщина
не имеет
собственного
имущества, чтобы
компенсировать
ущерб, то муж не
обязан
платить за
ущерб,
который она
нанесла, но
если она
разведется
или овдовеет,
она будет
обязана
компенсировать
ущерб, см. например
Хошен Мишпат 96:6, 349:1).
Если человек
приручил
медведя или
льва, и тот
принес ущерб,
нужно ли
платить
половину, как
в случае
бодающего
быка, и
полную
стоимость?
Мишна (Бава
Кама 15б) учит
нас, что есть
животные,
хозяин которых
всегда
считается
«предупрежден»
(т.е. если они
принесут
ущерб, нужно
платить
полную
стоимость,
т.к. они не могут
быть
одомашнены).
В том числе,
по мнению
мудрецов,
включается
лев и
медведь, и
так постановляет
Шулхан Арух (Хошен
Мишпат 389:8;
заметим, что
семья
Берберовых,
которая пыталась
держать
«одомашненных»
львов в Баку
кончила
плохо, когда
лев убил
ребенка, и
ранил
хозяйку).
В нашей сугие
(Бава
Кама 16а)
приводится
мистическая Агада:
самец гиены
через семь
лет
превращается
в летучую
мышь, летучая
мышь через
семь лет превращается
в арпада
(возможно,
разновидность
летучей
мыши), арпад
через семь
лет
превращается
в кимош, кимош
через семь
лет
превращается
в хоах (кимош и хоах
могут быть
какими-то
животными, а
по другому
мнению –
колючками), хоах
после семи
лет
превращается
в демона.
Позвоночник
человека
после семи лет
превращается
в змею, если
он не
кланяется в
благословении
«Модим» в Шмоне Эсре.
Разумеется, в
этой Агаде
множество
подсказок и в
том числе на
Кабалистическом
уровне.
Согласно ГР”А
(комментарий
к Агаде Бава Кама,
см. также его
слова к Агаде
Берахот
4б) здесь в том
числе
подсказаны
семь
основных грехов:
úàåä
(желание
удовлетворения,
включая
обжорство), ÷ðàä
(зависть), âàåä
(гордость),
которая
также
является ëëåã
(желание
уважения), ëéìåú
(скупость), æðåú
(блуд), ùðàú äáøéåú
(ненависть к
другим) и áèìä
(пустое
времяпровождение,
лень). Эти
грехи подсказаны
в Пирке Авот
словами: îåöéàéï àú äàãí îï äòåìí
(данные
акции уводят
человека из
этого мира,
т.е. являются
причиной
ранней
смерти). Первые
три греха
упомянуты в Мишне 4:21 ä÷ðàä åäúàåä åäëáåã.
Следующие
три греха
упоминаются
в Мишне 2:11: òéï äøò, åéöø äøò, åùðàú
äáøéåú. Последний
из семи
грехов – лень –
единственный
пассивный,
упомянута в Авот 3:10.
А бывают ли
такие
грешники,
которые не
заслуживают,
даже чтобы их
цедака
принесла
пользу?
В нашей
сугие (Бава Кама
16б)
приводится,
что в случае
некоторых негодяев,
Всевышний
может отнять
от них возможность
сделать хоть
что-либо
хорошее, например,
даже когда
они дают цедаку,
она попадет
незаслуживающим
людям. (Сегодня
тоже
существует
немало людей,
в том числе
евреев, чьи
дотации те
только не
делают мир лучше,
но приносят
колоссальный
вред, например,
идут для
дестабилизации
обстановки в
демократической
стране, и
даже, в
определенных
случаях, для
спонсирования
террора).