Талмудический
Винегрет.
Глава Толдот,
Талмуд, Недарим
26-32.
Лерефуа
Шлема Шель
Раиса бат
Соня.
Как на
святом языке
называются
«близнецы», и
где в Торе
упоминаются
это слово? А
есть ли разница
в написании
этого слова в
нашей главе?
Близнецы
– úÀàåÉîÄéí упоминаются
в Торе всего
два раза. В
нашей главе
сообщается о
рождении Эсава
и Якова (Берешит
25:24): «И
исполнились
ее дни родить
и вот близнецы
в ее чреве».
Слово
«близнецы» здесь
написано
необычным
образом без
Алефа и Йода: úåÉîÄí
(томим место теомим). В
другой раз,
Тора (Берешит
38:27) упоминает
близнецов
родившихся у
Тамар от Йехуды.
Раши
сообщает от
имени Хазаль
что в нашей
главе опущены
буквы «алеф» и «йод»,
потому что в
отличие от
праведных
детей Тамар,
только один
из детей Ривки
был праведен,
а другой
нечестив (Берешит
раба 63:8).
А как
называют у
нас третий
знак зодиака
(который в
астрологии
ассоциируют
с созвездием
«близнецы»,
хотя он не
соответствует
в точности
времени,
когда солнце
находится в направлении
этого
созвездия)?
Так же
как у неевреев,
у нас третье
созвездие
называется
близнецы – теомим.
Оно
соответствует
третьему
месяцу Сиван,
когда была
дарована
Тора, и
возможно
подсказывает,
что
Письменная и
Устная Торы
неразлучны
как близнецы,
и они
дополняют
друг друга.
Или
«близнецы»
намекают на
две скрижали:
на первой
заповеди
между нами и
Творцом, а на
второй –
заповеди
между людьми
(см. также Шир
Аширим 4:5
и 7:4, и
комментарии
к этим
стихам).
В
нашей главе
снова
упоминается Авимелех,
царь
Филистимлян.
Является ли
это именем собственным,
и был ли он
тем же самым,
упомянутым в
истории с
Авраамом (Берешит,
20)?
Теоретически
Авимелех
в нашей
главе, у
которого во
время голода
находился Йицхак,
мог быть тем
же самым
царем,
который
когда-то
заключил
союз с
Авраамом. Но
многие считают,
что Авимелех
– это не имя
собственное,
а называние
царей Филистимлян
(как
Фараонами
называли
царей
Египта).
Интересно,
что в Псалмах
(34:1) упомянут Авимелех,
от которого
спасался
Давид, но в
самой истории
этих событий
в Книге Шмуэля
(1:21:11-17), он
называется Ахиш царь
города Гат,
что тоже
указывает,
что Авимелех
– это видимо
не имя
собственное
(см. Рамбан,
Берешит
26:1 и Таргум
Онкелос
26:28).
А где
еще в Танахе
встречаются
люди по имени
Авимелех?
В
девятой
главе Книги Шофтим
упомянут
грешный сын Гидеона,
который убил
своих
братьев и
пытался править
евреями, пока
какая-то
женщина при
осаде не
проломила
ему башку.
Еще в Дивре
Аямим (1:18:18)
упомянут
священник Авимелех
сын Эвьятара,
но в Книге Шмуэля
он
называется Ахимелех
(и также в
Арамейском
переводе
этого стиха в
Дивре Аямим).
После
того, как
Филистимляне
выгнали Йицхака,
они пришли к
нему мириться.
Йицхак
им сказал (Берешит
26:27): «Почему вы
пришли ко
мне? Ведь вы
меня ненавидели
и отослали
меня от себя».
А кто еще в Танахе
сказал
подобную
фразу?
В свое
время Йифтах,
которого
прогнали
жители
города, но
потом пришли
мириться,
сказал им
(видимо перефразируя
фразу из
нашей главы):
«Ведь вы возненавидели
меня и
выгнали меня
из дома отца
моего, почему
же теперь
пришли вы ко
мне, когда вы
в беде?» (Шофтим
11:7).
Всегда
ли мужчины во
время
Талмуда
ходили с
покрытой
головой?
Из
нашей сугии
явствует, что
евреи не
всегда
порывали
голову, и
обычай всегда
ходить в
ермолке –
более
поздний. Талмуд
(Недарим
30б) обсуждает
разные
выражения,
которые использовались
для обетов, и
в том числе
сообщает, что
если человек
запретил
себе получать
удовольствие
от тех, у кого
темные
волосы, то
имелось в
виду взрослые
мужчины (даже
если они
блондины).
Дело в том,
что тогда
принято было
называть
мужчин «темноволосыми».
В отличие от
женщин, у
которых
волосы
всегда
закрыты, и
детей, у
которых
головы
непокрыты,
мужчины
иногда покрывали
голову, и
иногда
ходили с
непокрытой
головой,
поэтому их
было принято
называть
просто
темноволосыми.
Почему
в ночь на Шаббат
ели чеснок
(см. Мишна Берура 280:1)?
Талмуд
(Бава
Кама 82а)
сообщает нам
о разных
постановлениях
Эзры. В
том числе, он
установил,
чтобы в ночь
на Шаббат
ели чеснок.
Причина на
это в том, что
желательно
иметь
супружеские
отношения в
ночь на Шаббат,
а чеснок
согласно
Талмуду
помогает
увеличивать
мужскую
потенцию.
Казалось бы,
тогда это
установление
должно
относиться
только к женатым
мужчинам (и
видимо
только когда
жена не Нида).
Но это
кажется
странным,
ведь установление
Эзры сказано
в общем, без
всяких
исключений
(можно было бы
сказать: Эзра
установил,
чтобы
женатые
мужчины ели
чеснок в
пятницу
вечером).
Поэтому Виленский
Гаон считал,
что это
установление
относится и к
неженатым, и
что были и
другие
причины, о которых
нам не
сообщил
Талмуд (см.
Маасе Рав,
124; там
также
написано, что
чеснок
должен быть вареным,
и мне
кажется, что
причина в
том, чтобы от
человека не
пахло, или потому,
что в Сефер
Хасидим,
390, сказано, что
сырой чеснок
наоборот
приводит к
уменьшению
семени, см. Мишна
Берура 280:1,
см. также Хида
в «Махазик
Бераха» к
этой главе, что
установление
Эзры относилось
к его времени
и месту,
поэтому в
наше время не
везде
принято есть чеснок
в ночь на Шаббат).
В нашей сугие (Недарим
31а)
сообщается,
что тот, кто
сделал Недер
не получать
удовольствия
от «едящих
чеснок» не
может
получать удовольствие
от евреев и
самаритян, но
может
получать
удовольствие
от других неевреев.
Казалось бы,
странно:
неужели
самаритяне
тоже следовали
установлению
Эзры? На
самом деле,
Рабби Йосеф
Каро (Бет Йосеф, Йоре
Деа, 217)
приводит
версию нашей
Мишны,
что как раз самаритяне
не
включаются в
этот запрет.
Более того, Тиферет Йисроэль
в
комментариях
к этой Мишне
приводит, что
самаритяне
запрещали
иметь
отношения в
Субботу (как
и многие
другие
сектанты, как
упомянуто в
книге Йевелот
50:8, и в писаниях,
обнаруженных
в Кумране).
Сколько
союзов было
сделано по
отношению к
обрезанию?
Мишна
(31б) учит, что с
обрезанием
было сделано тринадцать
союзов, т.к.
слово «Брит»
упоминается
в конце Лех
Леха тринадцать
раз.
Интересно,
что в главе Ноах
слово союз
упоминается
семь раз, и
подсказывает
семь
заповедей Ноаха.
Согласно
Кабале,
управление
Всевышнего
чтобы
поддержать
мир, связано
с семью «Тикуним»,
а с
тринадцатью «Тикуним»
связано
чудесное
управление
(которое ассоциируется
с потомками
Авраама, ведь
управление
Творца миром,
да и само
существование
Творца видно
из чудесной
истории выживания
евреев).
В
главе Шемот
описывает
странная
история,
которая произошла
с Моше,
когда он
остановился
на ночлег на
пути в Египет
(Шемот 4:24): «и
встретил его
Г-сподь и
хотел
умертвить
его». Ципора
тогда
схватила
кремень и
обрезала
сына, и тогда
Всевышний
«отпустил
его». Кого и за
что хотел наказать
Всевышний?
В нашей сугие
(31б-32а)
приводится
диспут, о ком
вообще идет
речь?
Согласно
одному
мнению, Моше
слишком
затянул с
обрезанием
сына, и когда он
начал
готовить
место для
ночлега (вместо
того, чтобы побыстрее
сделать мицву
обрезания),
Всевышний
его покарал, и
только
быстрая
реакция Ципоры
спасла мужа. Но по мнению
Рабан Шимона
бен Гамлиэля,
в опасности
был не сам Моше,
а его
ребенок.