Талмудический
Винегрет.
Глава Толдот,
Талмуд,
Трактат Эйрувин
стр. 98-104.
Лерефуа Шлема Шель
Раиса бат
Соня.
В описании
Якова, Тора
использует
выражение úÌÈí «там».
Кто еще был
описан
раньше как
«там», и что
вообще
значит это
слово?
Само слово
«там» до этого
в Торе не
упоминалось,
но Ноах
был описан
как «тамим»
(Берешит
6:9), и также при
обрезании
Всевышний
повелел Аврааму
быть «тамим»
(Берешит
17:1). Позже Тора
сообщит
заповедь:
быть «тамим»
перед
Всевышним (Деварим 18:13,
данном
контексте
имеется в
виду не
ходить к
колдунам, вызывателям
духов и
всевозможным
«предсказателям»).
Сложно точно
перевести
это слово,
один из возможных
переводов:
безупречный,
цельный, бесхитростный.
Но в
некоторых
случаях,
слово «там»
может
значить «простодушный»,
«наивный», и возможно
это значение
имеется в
виду в описании
одного из
четырех
сыновей в
Пасхальной Агаде.
Заметим, что
описание
«там»
настолько
прилипло к
Якову, что во
время Тосафот
было принято
называть
мудрецов по
имени Яков
«Там», самый
известный из
них – это внук Раши, Рабейну Там.
Когда Эйсав
пришел с поля
«усталым»,
Тора
использует
слово «аеф»
òÈéÅó. Почему же
в нашем
утреннем
благословении,
мы
используем
слово «яэф»
éÌÈòÅó?
В
принципе «аеф»
и «яэф»
синонимы
(есть еще
примеры,
когда при
перестановке
букв, значение
слова не
меняется, например,
ùîìä и ùìîä).
Видимо в брохе
установили
слово «яэф»
в
благословении,
парафразируя
стих из Йешаяу
(40:29) ðÉúÅï ìÇéÌÈòÅó
ëÌÉçÇ
(почти все
утренние брохи
основаны на
Библейских
стихах).
Когда Йицхак
жил среди
Филистимлян,
он сказал,
что Ривка
– его сестра.
Со временем,
он потерял
бдительность,
и Авимелех
увидел как
они
«играется» со
своей женой,
Тора
использует
здесь
выражение «Мецахек» (îÀöÇçÅ÷ àÅú øÄáÀ÷Èä). В
принципе,
существует
разница
между выражением
«Мецахек эт»
(веселится с
кем-то) и «Мецахек бе»
смеётся над
кем-то (см. Шадаль),
но заметим
что в Торе
слово «Мецахек» используется,
как правило,
как эвфемизм.
Это
выражение в
главе Микец
(39:14, 17)
использовала
жена Потифара,
про Йосефа
ìÀöÇçÆ÷ áÌÄé. Заметим,
что в главе Ваера (21:9)
тоже
использовалась
слово Мецахек
по отношению
к Йишмаэлю.
Некоторые
комментаторы
понимают там
это выражение
буквально: Йишмаэль
«насмехался»
над тем, что
эти старики
так радуются Йицхаку, в
то время как
он Йишмаэль
– настоящий
наследник
(см. Рамбан).
Но в Мидрашах
(см. Раши) приводится
мнение, что
здесь тоже Мецахек – это
эвфемизм, а
также (Шемот
32:6) когда евреи
стали
«веселиться»
после того, как
сделали
золотого
тельца (см. Раши).
«И сказал Эсав
в сердце: Да
приблизятся
дни траура по
моему отцу, и
я убью Якова,
моего брата» (Берешит 27:41).
Если Эйсав
только
сказал это «в
сердце», то
откуда Ривка
узнала, что
Якову грозит
опасность?
Простой
смысл, что Эйсав
кому-то
рассказал о
своих планах,
и слухи дошли
до Ривки,
а согласно Раши, Ривка
узнала об
этом с
помощью духа
пророчества.
Почему Яков
пошел в Харан
с пустыми
руками?
Возможно, он
не мог взять
с собой
дорогие подарки,
иначе Эйсав
бы узнал, что
он убегает.
Можно ли
положить
книгу лицом вниз?
Нет (см. Эйрувин
98а, Йоре Деа 282:5).
Можно ли
идти в Шаббат
по улице с
полным ртом
слюны.
Если
человек шел в
Шаббат
по улице, и у
него
скопилась во
рту слюна, следует
ее сплюнуть
(или
проглотить),
прежде чем
продолжать
идти дальше (Эйрувин
98б, см. Орах
Хаим 350:3, это
относится, только
когда он уже
готов
сплюнуть
скопившуюся
слюну, см.
также Мишна
Берура 350:12
и Биур Халаха).
Можно ли
сидеть в Шаббат
на корнях
дерева?
Только если
они не выше 24
см. от земли (Эйрувин
100а, Орах
Хаим 336:2).
Если бы не
была дана
Тора, мы бы
учились
скромности
от кошки,
честности
(трудолюбию)
от муравья,
лояльности
от голубя и
умения
ублажать
жену от
петуха (Эйрувин
100б).
Можно ли
завести
механические
часы в Субботу?
Нет. А если
часы встали,
то возможно
это даже запрещено
из Торы (и
является «тикун
манэ» –
исправлением
предмета, см. Хае Адам 44:19
от имени Раши,
Эйрувин 103а).
Можно ли
наклеить
пластырь в
Субботу?
Во время
Талмуда (Эйрувин
102б) нельзя
было
использовать
пластырь в Шаббат,
т.к. при этом
нужно было размазывать
крем, и этим
нарушается
запрет «мемареах»
(сглаживать
что-то). Наши
обычные
пластыри, на
которых нет
никакой
мази,
можно использовать,
но есть
другая
проблема: как
снять
кусочки
пластика,
которые
закрывают клейкую
часть, ведь
разрывать
склеенное в Шаббат
нельзя. Если
заранее
известно, что
в Шаббат
понадобится
пластырь,
следует
отклеить эти
кусочки
пластика
перед
Субботой, и
можно сразу
приклеить их
временно
назад. Если же
заранее
пластырь не приготовили
таким
образом, то
можно
разрешить
оторвать в Шаббат
кусочки
пластика
необычным
образом, например,
зубами (Нишмат
Шаббат 5:406,
Писке Тшувот
328:46). Что
касается
разрывания
упаковки
пластыря, то
следует
постараться
не рвать
буквы (или
порвать
необычным
образом).
Когда наклеивают
пластырь, если
собираются его
оставить на 24
часа, то следует
наклеивать
его концы
прямо на
кожу, а не
один на
другой.
Можно ли в Шаббат
оторвать
бородавку
или откусить
кожу губы?
Нет (Эйрувин
103а, Орах
Хаим 340:2, см. Мишна
Берура 340:7).
Можно ли
стучаться в
дверь в Шаббат?
Наши
мудрецы
запретили
использовать
музыкальные
инструменты
в Субботу,
вдруг
человек починит
их и сломает Шаббат.
Что касается
не
музыкальных
звуков, в
трактате Эйрувин
(104а)
приводятся
разные
мнения, можно
ли их производить,
и Шулхан Арух (Орах
Хаим 338:1)
постановляет
как мягкое
мнение, если
стучат
пальцем, (но
ГР”А
строг, и по
его мнению
нельзя даже
стучать пальцем
в дверь).