Талмудический
Винегрет.
Глава Тазриа,
Талмуд, Бава
Мециа 39-45.
Лехацалат Шевуим и Лерефуа
Шлема всех на
Святой Земле.
Обычно, в
Книге Вайикра,
после многих
отрывков
говорится,
что «это Тора» úåøú [данного
закона]
(слово «Тора»
здесь
имеется в
виду в узком
смысле,
«Учение»
чего-то, как и
однокоренное
слово äåøàä).
Почему же в
отрывке про
роженицу,
слова æÉàú úÌåÉøÇú äÇéÌÉìÆãÆú (Это
учение о
роженице …)
написаны не в
конце отрывка,
а перед
последним
предложением?
В Торе
сначала
описываются
приношения
роженицы, в
случае если она
не бедная:
барашек и
птичка. Тора
заключает (Вайикра 12:7)
«Это учение о
родившей
дитя
мужского или
женского
пола». Но
потом Тора
дополняет: «А
если не
хватает ее
достояния на
барашка, то
пусть
возьмет она
двух горлиц
или двух
молодых
голубей,
одного во
всесожжение
и одного в
очистительную
жертву, и коэн
искупит для
нее, и она
будет чиста». Рав Моше
Гордон (в Книге
Ваякхель
Моше, стр.
34) приводит от
имени Реббе
Шалома Рокеаха
из Белз, что
Тора не
хотела
заканчивать
словами «Это
Тора
роженицы»
после
описания нищей
женщины,
которая не
может даже
купить
барашка. Подобным
образом наши
мудрецы учат
(Берахот
19а, 60а) «Рабби Шимон
бен Лакиш
сказал:
«Никогда не
открывайте
рот Сатану» (например,
не
обсуждайте,
как
произойдет
что-то
плохое). Рав
Йосеф
доказывает
это из
Пророка Йешаяу,
который
сначала
сказал (Йешаяу
1:9): «Мы были
почти как
Содом, мы
были подобны
Гоморре»,
после чего
пророку
(пришлось
продолжить):
«Слушайте
слово Г-сподне,
князья
Содомские;
внимайте
закону Б-га
нашего,
жители
Гоморры» (см. Рашаш к Берахот
19а).
Можно ли
позаимствовать
чужую вещь
без спросу,
если хозяин
наверняка не
будет против?
Талмуд (Бава
Мециа 41а,
43б) заключает,
что
запрещено
брать чужое без
спросу, и так
постановляет
Шулхан Арух (Хошен
Мишпат 359:5):
тот, кто
берет чужое
без спросу,
является вором.
Также, если
человеку
дали что-то
на хранение,
он не может использовать
это без
спросу. Но
если он уверен,
что хозяева
не будут
против, есть
диспут можно
ли взять вещь
и лучше быть
строгим и в
этом (Кицур
Шулхан Арух 188:2, см.
также Шах, Хошен
Мишпат 358:1, Шулхан Арух А-Рав,
Мециа Упикадон,
28, см. также
историю про Амеймара
и Мар Зутру
в Винегрете
к Главе Вайикра).
Заметим, что
в случае мицвы,
можно
использовать
чужой
предмет без
спросу, т.к.
считается, что
хозяину
будет
приятно, что
его вещь использовали
ради мицвы.
По этой
причине, Шулхан
Арух (Орах
Хаим 14:4)
разрешает
взять без
спросу чей-то
Талит
или Тефилин
(хотя
возможно в
наше время
этот закон не
относится к Талиту и Тефилину,
т.к. многие
люди не хотят,
чтобы их Талит
или Тефилин
надевали
чужие люди,
см. Арух Ашулхан 14:11,
Бен Иш
Хай, Лех Леха, 6,
но зато
сегодня люди
обычно не
против, когда
используют
без спроса их
книги,
оставленные
в синагоге).
Если
человека
попросили
передать
деньги, и он
положил их в
карман, и они
пропали,
должен ли он
платить?
Даже
бесплатный
охранник не
имеет право халатно
относиться к
чужому
имуществу.
Человек, с
которым
послали
деньги,
является бесплатным
сторожем, и
не платит,
если деньги украли,
но если он
повел себя
халатно, он
должен
платить. Мишна
(Бава Мециа
42а) учит: если
кто-то дал
монеты на
хранение другому,
и этот
хранитель
связал их и
забросил за
спину, или
передал их
своему
несовершеннолетнему
сыну или
дочери на
хранение … (и
их украли или
они пропали)
он обязан
платить
(поскольку он
не обеспечил
охрану монет
способом,
типичным для
хранителей). В
случае если
человек
просто
положил пачку
денег во
внешний
карман, Р. Шмуэль
Вознер (Шевет Алеви
8:312)
постановляет,
что это тоже
считается
халатностью,
а значит,
нужно
платить.
Благословение
Творца
ложится на
то, что скрыто
от глаз (Бава
Мециа 42а).
Не следует
вкладывать
все свои
сбережения в
одну акцию
(как говорят
по-английски
– don’t put all your eggs in one basket – ну клади все
яйца в одну
корзину).
Талмуд (Бава
Мециа 42а)
советует:
пусть
человек
треть своих
денег
вкладывает в
недвижимость,
треть – в бизнес,
а треть
хранит
наличными.
Бывает ли,
что версия Мишны
менялась в
течение
жизни Р. Йехуды
А-Наси?
В нашей сугие
(Бава Мециа
44а)
приводится
интересный
случай, когда
Ребби к
концу жизни
поменял свое
мнение, и
сама Мишна
изменилась. Мишна
учит: Золото
покупает
серебро, но
серебро не
покупает
золото.
Имеется в
виду
следующий
принцип:
когда
человек
покупает
товар, оплата
деньгами не
заканчивает
транзакцию, а
сделка осуществляется
путем
физического
поднимания
покупателем
вещи. (Есть и
другие способы
осуществить
деловую транзакцию,
например, «киньян
судар», который
будет описан
на стр. 47а, «киньян
агав», когда
приобретают
недвижимость
и вместе с этим
предметы).
При обмене
двух типов
монет друг на
друга, одни
из монет
имеют статус
«денег», а
другие —
статус вещи.
Поэтому, если
решили
обменять
золотую
монету на 25
серебряных,
согласно
нашей Мишне,
как только
передали
золото,
транзакция
завершена, но
если отдали
серебро,
транзакция
еще не
закончена.
Талмуд
рассказывает:
Рабби Йехуда
А-Наси
учил своего
сына рабби Шимона:
Золото
покупает
серебро, но
серебро не
покупает
золото. Рабби
Шимон
сказал ему:
«Мой учитель,
в своей
молодости ты
учил: серебро
покупает
золото, но
золото не
покупает
серебро» (т.е.
серебро по
сравнению с
золотом
считается
предметом). Дальше
Талмуд
обсуждает,
что
заставило Ребби
поменять
свое мнение.
Интересно,
что в Иерусалимском
Талмуде (Бава
Мециа 13б) Мишна
приводится в
соответствии
первой
формулировкой,
и говорится,
что когда Реббе
сказал сыну:
измени свое
мнение и учи:
«Золото приобретает
серебро», тот
ответил: «Я не
буду менять
своего
мнения,
поскольку,
когда ты был еще
сильным (т.е.
твои
умственные
способности
были
нетронуты,
когда ты был
молодым), ты учил:
«Серебро
приобретает
золото». Тем
не менее, Шулхан
Арух (Хошен
Мишпат 203:4)
постановляет
как мнение Ребби в
старости.
Казалось бы,
есть еще одно
интересное
следствие: в
определенных
случаях наши
мудрецы
запретили
давать в долг
предметы,
чтобы
вернули
столько-же,
т.к. вдруг
предметы
подорожают, и
получится,
как будто
заплатили
процент (это
называется
давать в долг
«сеа бесаа»,
подробные
законы будут
обсуждаться
в следующей
главе нашего
трактата).
Если золотые
монеты
считаются не
деньгами, а
вещами, то
нельзя будет
занимать их
даже без
процента (см. Бава Мециа
44б). Тем не
менее, Рема (Йоре Деа
162:1 от имени Трумат
Адешен, Песаким 54)
пишет, что в
наше время
люди
занимают
золотые
монеты и им
есть на что
положиться.