Талмудический
Винегрет.
Глава Шофтим,
Талмуд, Сукка
32-38.
Лерефуа
Шлема Шель
Раиса бат
Соня и
Владимир бен Хеня.
«Судей
и
смотрителей
поставь себе
во всех вратах
твоих,
которые Г-сподь,
Б-г твой, дает
тебе, для колен
твоих» (Деварим
16:18). Что Тора подчеркивает
словом «лишватеха»
(для колен
твоих?)
В
нашем стихе подчеркивается,
что у каждого
колена
должны быть
свои суды. Только
в случаях,
когда местный
суд не мог решить
какой-то
вопрос, то
они
направлялись
к главному Санхедрину,
как описано
ниже (17:8-11).
«Не
бери взятки,
ибо взятка
ослепляет
глаза мудрецов
…» (Деварим
16:19) Где еще
кроме нашей
главы
упоминается
запрет брать
взятки?
В
главе Мишпатим
(Шемот 23:8),
но там
используется
несколько
другое выражение:
взятка
ослепляет «пикхим» (зрячих).
«Не
посади себе дерева
Ашеры,
никакого
дерева при
жертвеннике
Г-спода,
Б-га твоего» (16:21).
Почему этот
запрет
написан
сразу после мицвы устанавливать
судей?
Наши
мудрецы (Санхедрин
7б) учат, что
тот, кто
устанавливает
неподходящих
или незнающих
судей, как
будто посадил
Ашеру, а
если эти «судьи»
установлены
там, где
находятся
мудрецы Торы,
то, как будто
эта Ашера
«при
жертвеннике
Всевышнего»
(см. также Рамбам,
Санхедрин
3:8 и ГР”А к Хошен Мишпат,
конец третей
главы).
Какой
запрет,
упомянутый в
нашей главе
на конкретном
примере, в
контексте
войны,
относится и
сегодня и в
более общих случаях?
«Когда
осаждать
будешь город
многие дни,
чтобы, ведя с
ним войну,
захватить
его, не губи деревьев
его, занося
над ними
топор; ибо от них
будешь есть,
и их не руби» (Деварим 20:19). В
нашей главе запрет
рубить
плодоносные
деревья описан
в случае
осады города,
но отсюда
учится и общий
запрет «Баль
ташхит»
(не уничтожать),
и он
относится не
только к
деревьям, а
ко всему
пригодному
для использования.
Заметим, что Рамбам (Мелахим 6:10)
пишет, что в
случае уничтожения
других
предметов,
нарушителя
бьют плетьми
только по
раввинскому
закону (макат
мардут). Заметим
также, что согласно
Талмуду (Бава
Кама 91б),
рубить
плодоносные
деревья не
только
запрещено, но
еще и опасно. Удивительно,
что Тур и Шулхан
Арух вообще
не обсуждают
детали этих
законов (см. Таз
к законам
запрета
делать то,
что опасно, Йоре Деа
116:6). В любом
случае
некоторые
конкретные
примеры запрета
«Бал ташхит»
приводятся и в
Шулхан Арухе (см.
например Орах
Хаим 170:22, Йоре
Деа 349:4, см.
также Мишна
Берура 501:28).
Почему
всего
поднимают 7
растений: лулав,
этрог,
две ветки ивы
и три ветки
мирта? А
можно ли
поднимать
больше? А
если человек
поднял
меньше, трех Адасим
или двух Аравот,
он выполнил
заповедь?
Талмуд
(Сукка 34б) учит,
что,
поднимают
две ветки ивы,
так как они
упомянуты во множественном
числе (Вайикра
23:40): åÀòÇøÀáÅé ðÈçÇì .
Что касается веток
мирта, Тора
пишетåÇòÂðÇó òÅõ òÈáÉú , и Раши
считает, что
три ветки
учатся из того,
что
используется
три слова (но
см. Рашаш,
что три ветки
учатся из
слова òÈáÉú, которое
может
значить «сплетенный»,
ведь сплетают
как минимум
три нитки
вместе, иначе
не будет держаться).
Существуют
также
Кабалистические
объяснения
этих семи
растений, которые
соответствуют
семи нижним Сфирам. Насчет
того, можно
ли брать больше
растений, существует
много разных
мнений, и Шулхан
Арух (Орах
Хаим 651:15) не разрешает
поднимать более
одного этрога
и лулава,
но разрешает
поднимать
более трех
веток мирта
или двух ивовых
веток. Тем
не менее,
лучше брать
ровно семь
растений (там
же), и так
считают
Кабалисты. А если
человек взял только
одну ивовую
ветку, то, по
мнению Мишны
Беруры (651:3) он
не выполнил
заповедь, и
должен добавить
вторую и поднять
снова с брохой.
Но т.к. есть мудрецы,
которые
считают, что
после факта
он выполнил
заповедь, то лучше
поднять
второй раз
без брохи
(см. Каф Ахаим
651:5). Тем более,
если когда
поднимали в
первый раз, оказалось
менее трех
веток мирта,
то когда
достали все
три ветки и
поднимают
снова, не
следует заново
делать броху
(см. Каф Ахаим
651:4).
Почему
Лулав, Аравот и Адасим держат
справа, а Этрог
– слева? А если
взяли наоборот,
выполняется
ли заповедь? А
что делать
левше?
Талмуд
учит (Сукка
37б), что т.к. Лулав,
Аравот и Адасим –
это три
(объекта) мицвы,
то их держат
в главной –
правой руке. Если
взяли
наоборот, то
по большинству
мнений
заповедь
выполнили (Мишна Берура
651:19), но т.к. есть
строгое мнение,
то
желательно без
брохи поднять
еще раз
правильно (там
же). Что
касается левши,
Р. Йосеф Каро (Шулхан
Арух 651:3), пишет,
что он поднимает
как обычный
человек, но
Рема считает,
что левша
поднимает Лулав
левой рукой,
а этрог –
правой (и это обычай
Ашкеназим,
а Сефардим
следуют Шулхан
Аруху, но
Каф Ахаим
советует в
конце
поднять и
вторым
образом).
До
какого
времени
можно
поднимать
четыре растения?
Мицва
поднимать Лулав –
днем, как написано
(Вайикра
23:40) «И возьмите себе
в первый день». Самое
раннее время для
мицв, которые
выполняются
днем – это
восход
солнца, но
если нет
другого выхода
(например, в
случае доктора,
который будет
занят весь
день), можно
поднять
сразу после рассвета.
Если Лулав
не смогли
поднять весь
день, то без брохи поднимают
в Бен
Ашмашот (после
захода
солнца, но до
выхода трех
средних звезд).