Талмудический
Винегрет.
Глава Шмини,
Талмуд, Бава
Мециа 32-38.
Лехацалат Шевуим и Лерефуа
Шлема всех на
Святой Земле.
Согласно
Талмуду,
нужно мыть
руки, когда
едят пищу,
окунутую в
жидкость
(например,
мокрое
яблоко).
Почему?
Хотя в нашей
главе
описывается (Вайикра 11:38),
что если вода
попала на
еду, то
теперь эта еда
принимает
нечистоту,
этот закон не
имеет
прямого
отношения к
раввинскому
постановлению
мыть руки
перед едой
мокрой пищи. Дело
в том, что сам
факт, что
пища может
принимать
нечистоту, не
означает, что
нужно мыть
руки. Обычно
немытые руки
имеют второй
уровень
нечистоты, и
от них сухие
виды пищи не
становятся
нечистыми. Поэтому,
если
например,
помыли
яблоко, и
потом
вытерли, его
можно есть
немытыми
руками. Но
причина
раввинского
постановления
мыть руки
перед мокрой
пищей в том,
что если немытые
руки
коснуться
самой
жидкости, то
она станет
первого
уровня
нечистоты, и
сделает
нечистой и
пищу (или
потому, что
человек, который
выпил
нечистые
жидкости, не
мог есть Труму).
А почему в
наше время не
все так
поступают?
Простой
смысл этого
закона
выглядит, что
он только
относился,
когда
действовали
законы
ритуальной
чистоты, и
сегодня они
не относятся.
Тем не менее, Рамбам
приводит все
эти законы, и
считает, что
они до сих
пор
относятся. Шулхан Арух (Орах
Хаим 158:4)
постановляет,
что мыть руки
нужно, но благословение
на такое
омовение рук
в наше время
не делается.
Заметим, что
омовение рук
делают даже
если во время
еды, человек
не собирается
касаться
самой
жидкости, но
если едят суп
или похлебку
ложкой, то согласно
Мишна Беруре (158:26)
мыть руки не
обязательно.
А какой
минимальный
размер
мокрой пищи,
который
требует
мытье рук?
Автор Мишны
Беруры
сначала
написал (158:20),
что только в
случае мокрой
еды размером
с кезаит
нужно мыть
руки, но в
законах Песаха
(Биур Халаха
к 473:6) он
поменял свое
мнение (ведь
мы берем карпас
меньше кезаита
и моем руки).
А нужно ли
мыть руки
перед питьем?
Шулхан Арух
(Орах
Хаим 158:6)
постановляет,
что перед
питьем не требуется
мыть руки
(хотя ГР”А
в
комментариях
к этому месту
с этим
спорит, но в Шенот Элияху,
похоже, ГР”А
поменял свое
мнение).
Что важнее
изучать: Мишну
или Талмуд?
Как
известно, с
детьми
сначала
изучают Мишну,
а потом
Талмуд
(согласно Мишне
в Пирке Авот
5:21, в десять лет
начинают
изучать Мишну,
а Талмуд только
через пять
лет). Также
Талмуд учит (Кидушин
30а, Авода Зара 19б),
что следует
треть
времени
заниматься Письменной
Торой, треть Мишной, и
треть
Талмудом, но Рамбам
пишет (Талмуд
Тора 1:12, см.
также Йоре
Деа 246:4), что
все это
относится в
начале
изучения, но
позже
человек в
основном
концентрируется
на Талмуде, и
только
повторяет
Письменную
Тору и Мишну,
чтобы не
забыть. А
наша сугия
(Бава Мециа
33а-б)
подчеркивает
важность
изучения Мишны,
как
фундамент
для изучения
Талмуда.
Мудрецы
учили в Брайте:
те, кто
занимается
изучением
Письменной
Торы, это
хорошо, но не
так хорошо. А
те, кто
занимается
изучением Мишны, это
хорошо, и они
получают за
это награду.
А те, кто
занимается
изучением
Талмуда, нет
большей
добродетели,
чем эта. И все
равно, пусть
человек бежит
за изучением Мишны
больше, чем
за изучением
Талмуда!
Талмуд спрашивает:
эта Брайта
противоречива
сама себе.
Сначала
сказано, что
нет большей
добродетели,
чем изучение Талмуда.
Но потом
сказано:
пусть
человек бежит
за изучением Мишны
больше, чем
за изучением
Талмуда.
Рабби Йоханан
объясняет:
это
(восхваление
изучения
Талмуда) было
сказано во
времена
Рабби Йехуды
ХаНаси. В
результате
все
отказались
от изучения Мишны и
занялись
изучением
Талмуда.
Тогда Р. Йехуда
ХаНаси
сказал: пусть
человек
бежит за
изучением Мишны
больше, чем
за изучением
Талмуда
(поскольку
без прочных
знаний Мишны,
Талмудический
дискурс
бесполезен,
см. также Масехет
Софрим 15:6
и Йерушалми
в конце
Трактата
Хораяйот).
Пророк (Йешаяу
58:1) кричал:
«объяви
народу Моему ôÌÄùÑÀòÈí
грехи
его, а дому
Якова – его
оплошности çÇèÌÉàúÈí».
Зачем
используется
двойной язык
(народу – грехи;
дому Якова –
оплошности)?
çèà
– это
случайный
грех (промах),
а ôùò – это
серьезной
нарушение
(преступление).
В нашей сугие (Бава
Мециа 33б)
говорится
следующее:
«объяви
народу Моему
их
преступления»
- эти знатоки
Торы, чьи
невольные
проступки
становятся
для них
равносильными
умышленным
нарушениям
(из-за их
знаний, от
них
требуется
придерживаться
высоких
стандартов).
«А дому Якова
их промахи», —
это невежды,
чьи умышленные
преступления
становятся
для них равносильными
случайным
грехам (с них
спрос маленький,
ведь из-за
отсутствия
знаний, к ним применяются
более низкие
стандарты). И
это то, что мы
учили в Мишне
(Пирке Авот
4:13): Рабби Йехуда
говорит:
Будьте
осторожны
при изучении
Талмуда,
поскольку
случайное нарушение,
основанное
на невольном
неправильном
толковании
Талмуда,
засчитывается
как
умышленное.
Мишна (Бава
Мециа 35б)
учит: Если кто-то
арендует
корову у
другого, а
дает ее третьему
человеку
(пользоваться
забесплатно),
и корова
умирает (по
естественным
причинам),
арендатор
клянется
владельцу,
что корова
умерла
обычным
способом, и
заемщик
платит арендатору
за корову,
которую он
одолжил. (В
смысле,
арендатор
освобождается
от платы т.к.
корова
умерла сама,
а заемщик,
который ничего
не платил,
обязан
возместить
даже ущерб,
возникший по
независящим
от него обстоятельствам).
Рабби Йосе
на это
говорит: Как
это он (то
есть
арендатор)
зарабатывает
на чужой
корове? Нет.
Стоимость
коровы должна
быть
возвращена
владельцу. ( в
смысле,
заемщик
платит
компенсацию
владельцу
коровы, а не
арендатору).
(Заметим, что
арендующий
животное или
вещь не имеет
права
передавать
ее другому
без
разрешения
хозяина, но
данная Мишна
может
говорить о
случае, когда
хозяин разрешил).
Талмуд
заключает (Бава Мециа
37а), что Халаха
следует
мнению Р. Йосе.
Эта фраза
«Как это он
зарабатывает
на чужой
корове» стала
идиомой, и
используется
мудрецами в
разных
подобных
случаях. Например,
у Рава
Шмуэля Вознера
спросили (Шевет
Алеви 9:305),
если человек
летал в
оплачиваемые
командировки,
и после
нескольких
полетов,
самолетная
компания
награждает
его
бесплатным
билетом (frequent flyer)
принадлежит
ли этот билет
ему, или
работодателю?
Мудрец
ответил: «Как
это он
зарабатывает
на чужой
корове», ясно,
что награда
отдается работодателю,
который
платил за все
билеты.