Талмудический Винегрет. Глава Шелах. Талмуд, Бава Мециа 116-119, Бава Батра 2-4.

 

Лехацалат Шевуим и Лерефуа Шлема всех на Святой Земле.

Почему Всевышний простил нам и грех золотого тельца, и жалобы евреев в предыдущей главе (см. Бемидбар 11:1) и бунта Кораха (в следующей главе), а грех Мераглим (разведчиков) Он не простил.

Книга Атерет А-Микра приводит удивительный ответ от имени Рава Йицхака Элханана Спектора (один из величайший раввинов 19-ого века из Ковны – Каунаса, в честь него был назван Йешива-Университет). За все другие грехи помогает раскаяние, кроме греха против своего народа и своей страны. За такой грех нет искупления. (Как актуальны и злободневны эти слова сегодня, и как важно нам всем следить, чтобы своими словами или акциями не нанести удара нашему народу).

Почему женщины не обязаны носить цицит?

Тора (Бемидбар 15:39) пишет про цицит åÌøÀàÄéúÆí àÉúåÉ, что мы будем «видеть» их, и наши мудрецы учат отсюда, что мицва цицит не относится ночью. Отсюда следует, что женщины не обязаны носить цицит, ведь женщины не обязаны соблюдать положительные заповеди, которые зависят от времени. Согласно Вавилонскому Талмуду (Менахот 43а-б), все вышесказанное – это мнение Рабби Шимона, но другие мудрецы учат другие драши из слов åÌøÀàÄéúÆí àÉúåÉ. Получается, что по мнению Хахамим, ночью тоже относится мицва цицит. В любом случае, Халаха следует мнению Рабби Шимона (хотя есть диспут между Рамбамом и Рошем относится ли мицва цицит к дневной одежде ночью, или к ночной одежде днем). Интересно, что Иерусалимский Талмуд (Берахот 25а) иначе описывает диспут Р. Шимона и других мудрецов. Р. Шимон освобождает женщин от цицит, потому что это положительная заповедь, которая зависит от времени, потому что ночная одежда освобождена от цицит. Р. Лиа сказал: причина других раввинов в том, что если одежда предназначена как для дневного, так и для ночного использования, она нуждается в цицит (см. также Арух Ашулхан 18:2-3). Получается, согласно Йерушалми и Раввины согласны, что åÌøÀàÄéúÆí àÉúåÉ выключает ночную одежду, но т.к. существует одежда, которую носят и днем и ночью, то цицит считается мицвой, которая относится всегда, и поэтому согласно Хахамим эта мицва относится к женщинам. В любом случае, мы постановляем Халаху, что женщины не обязаны носить цицит,  и более того, по некоторым мнениям, одежда с цицит считается сугубо «мужской», и согласно этому женщинам нельзя ее носить (см. Таргум «Йонатан», Деварим 22:5, см. также Арух Ашулхан 17:3).

Кто такой был Шабур Малка (царь Шапур)?

В конце Трактата Бава Мециа (118б) в последней Мишне описана ситуация, когда два сада расположены один выше другого, и овощи выросли между ними на вертикальной почве, образовавшейся из-за разницы в высоте. Согласно рабби Меиру, эти овощи принадлежат владельцу верхнего сада. А Рабби Йехуда говорит, что они принадлежат владельцу нижнего. А Рабби Шимон предлагает следующий компромисс: овощи, которые владелец верхнего сада может протянуть руку и взять, принадлежат ему, а остальные принадлежат владельцу нижнего сада. (Возможно, Ребби специально хотел закончить Трактат на этом компромиссе, чтобы люди учились договариваться в финансовых вопросах и идти на разумные уступки). Талмуд (Бава Мециа 118а) приводит, что Шабур Малка (некоторые читают «Шибур Малка») услышав это компромиссное решение Р. Шимона сказал: «Вознесем хвалу рабби Шимону» (т.е. он считал, что это лучшее решение,  и так действительно постановляется Халаха). Раши объясняет, что имеется в виду сам персидский царь Шапур (который проявил интерес к этому юридическому вопросу, ведь он тоже был специалист по судопроизводству). Но Раши приводит, что некоторые считают (и так приводит Шита Мекубецет от имени Раавада), что имеется в виду Шмуэль (Вавилонский мудрец первого поколения Амораев). Дело в том, что иногда Шмуэля называли «Шабур Малка» (см. например Бава Батра 115а; Шмуэль тоже был большой специалист по решению денежных тяжб). Но сам Раши отвергает эту интерпретацию.

Что такое «хезек рая?»

äéæ÷ øàéä  - досл. «ущерб от смотрения» т.е. право человека не хотеть, чтобы соседи могли видеть его частную территорию. Талмуд обсуждает эту концепцию в начале Трактата (Бава Батра 2б-3а), и позже (59б). Халаха следует мнению, что владельцы домов могут рассчитывать на конфиденциальность, поэтому если они делят свой двор, каждый может заставить второго участвовать в построении стены высотой в четыре Амы (примерно 2 метра) между ними.

Почему комментарий Раши в нашем трактате не напечатан ко всем страницам? А в какой еще трактате комментарий Раши не полный?

Раши умер, не дописав комментарий к Трактатам Бава Батра и Макот. В случае Трактата Макот, Раши существует на 19 из 24 страниц, а на остальных страницах в стандартных изданиях напечатан комментарий зятя РашиРивана (Р. Йехуды бар Натана, а потом в самом конце комментарий Рабейну Гершома). В случае нашего Трактата, Раши дошел лишь до 29 страницы, и на оставшихся страницах напечатан комментарий его внука – Рашбама (Р. Шмуэля бен Меира). Рашбам, будучи одним из Баале Тосафот, написал очень подробный комментарий (в три раза длиннее Раши), с разными сложными вопросами (кушийот) и ответами (теруцим), и из-за этого понабилось намного больше страниц, чтобы напечатать этот комментарий, и наш трактат стал самым длинным в цикле Дай Йоми (по количеству слов самый длинный трактат – это Шаббат). Существует также комментарий Рабейну Гершома, напечатанный маленькими буквами на полях трактата (и мне кажется его комментарий ближе к Раши по стилю).  

В чем Второй Храм был более великим, чем Первый?

В Талмуде (Бава Батра 3а) приводится две интерпретации стиха пророка Хагай (2:9), что новый Храм будут более великим, чем первый. Либо имеется в виду, что Второй Храм был выше, или, что он простоял дольше первого. Заметим, что в других аспектах, Первый Храм был более великим, и там была Шехина (Б-жественное Присутствие, см. Йома 21б). Интересно, что Ибн Эзра в комментариях к этому стиху пророка Хагай пишет, что обещание насчет величия Второго Храма на самом деле не сбылось, и оно было дано при условии, что наш народ заслужит (см. также Йома 9б), и теперь уже все обещанное величие произойдет во время Третьего Храма (см. также комментарий Малбима).

В нашей сугие (Бава Батра 3б) описывается, как злодейский царь Ирод сделал одну хорошую вещь – реставрировал Храм. Мудрец Бава бен Бута увидел, что Храм в тот период времени находился в плачевном состоянии, и посоветовал Ироду искупить свои грехи тем, что починить его. Ирод боялся, что Римское правительство не разрешит это сделать, и тогда мудрец посоветовал послать за разрешением в Рим, и сделать так, чтобы посланник задержался, и пришел к тому времени, когда работа уже будет закончена.

Предыдущая глава