Талмудический
Винегрет.
Глава Шелах,
Талмуд, Йевамот
104-110.
Лерефуа
Шлема Шель
Раиса бат
Соня и
Владимир бен Хеня.
Есть
ли в
нашей главе
большие
буквы?
В
стихе (Бемидбар
14:17): «А ныне, да
возвеличится
сила
Всевышнего»
буква Йод в éâãì –
большая (см. Реканати).
По некоторым
традициям,
также в (Бемидбар
13:30) «Калев
заставил
народ
умолкнуть» Самех в
слове åéäñ –
большая
буква.
(Возможно,
эта традиция
намекает на
то, что, Калев
издал звук
подобный «С-С-С»
чтобы
заставить
всех
замолчать,
см. «Катан Вегадоль»
от имени Р.
Давида Йехуды
Эйзенштейн.)
Но по
большинству
традиций эту
букву пишут
обычного
размера (см. Минхат Шай).
«Если
от глаз
общины
сокрыто и
сделано было по
ошибке, то
принесет вся
община
одного молодого
быка во
всесожжение …
и одного
козла в
жертву Хатаат»
(Бемидбар
15:24). Почему
слово Хатаат
здесь написано
без Алеф (ìÀçÇèÌÈú).
Согласно
Хазаль,
Тора
описывает
здесь
случайный
грех идолопоклонства.
Это
единственное
место в Торе,
где жертва за
грех «Хатаат»
не пишется
через Алеф (çèàú). Раши
от имени Хазаль
(Хорайот
13а, Зевахим
90б) пишет, что
причина в
том, что в
случае всех
других жертв Хатаат,
которые
приносят
вместе со
всесожжением
(Ола), Хатаат
приносится
первой, а
здесь первой
приносят
жертву Ола. Маараль (Гур Арье,
см. также
похожее
объяснение у Кли Якар)
объясняет
причину на
это исключение.
Обычно
человек
должен
сначала
искупить
грех, а потом
принести
«подарок» -
жертву Ола.
Но Ола также
искупает
грехи плохих
мыслей (ведь
она
полностью
идет на
алтарь
Всевышнему,
как и мысли
известны
Одному
Творцу). И как
раз в случае
идолопоклонства,
Всевышний
засчитывает
даже грехи
лишь в мыслях
(в каком-то
смысле,
основной
грех
идолопоклонства
именно в
мыслях).
Поэтому и
жертва Ола в
случае
идолопоклонства
подобна
жертве за
грех, а не
просто «подарок»
Творцу, и
приносится
первой (а Хатаат
как-бы второстепенная,
и написана без Алеф,
см. подробнее
в Кли Якар).
Какой
отрывок нашей
главы мы
читаем
каждый день?
А почему?
Разумеется,
мы читаем последний
отрывок про цицит
после Шема
дважды в
день.
Основная
причина,
почему выбран
этот отрывок
– чтобы
вспомнить об
Исходе из
Египта и это мицва из
Торы. Но
мудрецы
также
выбрали этот
отрывок,
чтобы мы
вспоминали
обо всех
заповедях, и
не блуждали
за своими
сердцами и
глазами.
Вдобавок
этот отрывок
хорошо
вписывается
после
отрывков про Тефилин.
Заметим,
что наша Хафтора
у всех общин
одинаковая,
потому что отрывок
про
разведчиков,
которых
послал Йехошуа
– однозначно
подходит для
нашей главы
Торы.
Можно
ли делать халицу
ночью? А что
насчет
развода? А
можно ли жениться
ночью?
Насчет
Халицы, в нашей сугие
приводится
диспут (Йевамот
104а), и Халаха
следует
строгому
мнению Р. Элиэзера.
Насчет гета,
Рема (Эвен Аэзер
123:5) приводит
строгое
мнение, но
многие Ахроним
мягки если
срочно
требуется
сделать гет
ночью (см. Хелкат
Мехокек
и ГР”А).
Жениться
ночью можно
по всем
мнениям.
Как
делать халицу
женщине, у
которой нет
рук?
Снимать
ботинок
можно не
только
руками, поэтому
и женщина без
рук может
сделать халицу.
В
случае, когда
человек
обязан
сделать Халицу,
но не хочет
этого делать,
или требует,
чтобы ему
заплатили
кучу денег,
мудрецы
разрешили
ему
пообещать
деньги, а
потом не
платить. Так
как он
поступает
неправильно,
то и с ним
поступают
соответствующе.
Так же, если
человек
убегает от
преследователей,
и он обещал
паромщику
огромные
деньги за переправу,
можно потом
заплатить
стандартную
цену, и это не
считается
обманом. У
Рава Моше
Штарнбуха
(Тешувот Веханхагот
2:618) спросили
про случай,
когда отец
женщины, которой
трубно было
найти шидух
обещал шадхану
большие
деньги, но
когда шидух
был найден,
отказался их
платить,
говоря, что
заплатит
лишь
стандартную
цену. Раввин постановил,
что он не
прав и обязан
платить обещанную
сумму, т.к. в
данном
случае шадхан
не
использовал
его
безвыходное
положение, а
наоборот
особенно
постарался
найти шидух
для женщины,
которой
трудно было
его найти.
Почему
в день Халицы
женщина не
ест и не пьет
ничего утром?
Один
из элементов
процедуры Халицы –
когда вдова
плюет перед
братом
умершего (причин
на это есть
много,
например Аризаль
объясняет,
что этим она
расстается с
остатками
духа мужа,
которые были
в ней, см. Таамей
Амицвот
и Шаар Апсуким к
главе Ки Теце).
Талмуд
сообщает (Йевамот
106б), что если
женщина
съела что-то,
из-за чего у
нее пошла
слюна, то
такой плевок
не годится.
Поэтому Шулхан
Арух пишет,
что обычай,
что она
вообще не ест
и не пьет
ничего утром (Эвен
Аэзер 169:41,
см. также Арух
Ашулхан
169:58).
В
каких
случаях
девушка
может
отказаться от
мужа, и не
требуется
развод? А
практикуется
ли этот закон
в наше время?
В
нашей сугие
(Йевамот
107а-б)
обсуждается
ситуация,
когда
молодая девочка
вышла замуж
только по
раввинскому закону.
Такой
девочке, если
она хочет
уйти от мужа,
не нужен гет,
она просто
делает «Миун»
- отказ, и ее
женитьба
считается
ошибкой, и аннулируется
задним
числом. Ниже
Талмуд сообщает
нам (Йевамот
109а): пусть
человек
всегда
стремится к
трем вещам и
избегает
трех других
вещей. Пусть
он стремится
к Халице
(а не к Йибуму),
к миру, и к
аннулированию
обетов. Но
пусть он
избегает «Миун».
Также пусть
он избегает
брать чужие
вещи на хранение
(чтобы его
дом не
превратился
в дом хозяина
этих вещей), и
быть
поручителем. (Действительно
плохо быть
поручителем
долга, если с
него берут
плату вместо
должника, и
вообще, если
человек не
готов
платить за должника,
то пусть не
берет на себя
гарантии, см.
также Меири).
Что касается Миуна в
наше время,
т.к. все равно
так рано
никто не женится,
то этот закон
не имеет к
нам отношения.
Но пятьсот
лет назад был
диспут,
разрешаем ли
мы в наше
время делать
«Миун» (см. Мааршаль,
Ям Шел Шломо, Йевамот
13:16-17, и см. Рема,
Эвен Аэзер
155:22).
Можно
ли сделать Йибум,
если брат
когда-то
развелся, и
снова женился
на той же
женщине?
В Мишне
(Йевамот
109а)
приводится
диспут на
этот счет, и халаха
следует
мягкому
мнению (Эвен Аэзер 173:16).