Талмудический
Винегрет.
Глава Рээ,
Талмуд, Сукка
25-31.
Лерефуа
Шлема Шель
Раиса бат
Соня и
Владимир бен Хеня.
В
каком
контексте
Тора
называет нас
«детьми
Всевышнего?»
Тора (Деварим 14:1)
сообщает нам,
что в случае
траура,
нельзя делать
надрезы на
коже, или
вырывать
волосы,
потому что мы
«дети Всевышнего».
А
можно ли
надрезать
кожу или
вырывать волосы
не по поводу
траура?
Шулхан Арух
(180:6) пишет, что
нет запрета
надрезать
кожу, если
это не
делается в
знак скорби
по умершему,
но Шах от
имени Баха
пишет, что и
это
запрещено, и
так же
написал Сефер
Ахинух (мицва 467).
Кроме того,
есть общий
запрет
наносить самому
себе любые
раны (см. Хошен
Мишпат 320:31,
см. также Хахам
Цви,
добавочные
ответы, 9:11).
(Деварим
14:3): Не ешьте
ничего
отвратительного
(тоэва).
Что
включается в
это запрет? А
в контексте
каких еще
запретов,
Тора
использует
это слово?
Вполне
возможно, что
Тора не
включает
здесь
никаких
отдельных
запретов, но
подчеркивает,
что все некошерное
– противно
еврейской
душе (см. Рамбан
и Хизкуни).
Но возможно
здесь
подчёркиваются
конкретные
запреты (Раши
от имени
Талмуда, Хулин
114б). Например,
Тора нигде не
написала, что
мясо,
сваренное с
молоком,
запрещено
есть. Но т.к.
Тора
запретила
акт варения,
то и полученная
пища
противна (тоэва).
Слово «тоэва»
уже встречалось
в Торе в
контексте
запрещенных
связей (Вайикра
18:22, 20:13, см. также Деварим 24:4)
и предметов
идолопоклонства
(Деварим
7:26).
Является
ли летучая
мышь птицей
или животным?
Разумеется,
зоологи не
считают
летучую мышь
птицей. Тем
не менее, Тора
перечисляет
летучих
мышей в
списке запрещенных
«птиц». На
самом деле,
здесь нет
«противоречия»
между Торой и
наукой. Слово
«оф» в Торе – это
не одна
биологическая
категория, и
не всегда
значит птиц,
но все живое,
что может
летать, и
также Тора
включает в
эту
категорию
летучих
мышей. (Заметим,
что также «даг»
включает не
только рыб,
но все что
живет в морях,
например
дельфинов. Также «шерец»
в Торе – это не
пресмыкающиеся,
а лишь малые живые
существа,
даже если они
млекопитающие,
поэтому,
крыса и крот попадают
в эту категорию).
Если
человек так
беден, что у
него не
хватает
денег для
себя, он не
обязан
отдавать
другим цедаку.
Где это
подсказано?
«Однако
не будет у
тебя нищего» (Деварим 15:4).
Наши мудрецы
учат отсюда,
что в первую
очередь
человек
должен
побеспокоиться,
чтобы он сам
не был нищим
(см. Бава Мециа 30а и
33а, но см. также
Санхедрин 64б).
Сколько
времени
можно спать,
не снимая Тефилин?
Когда
у человека
надет Тефилин,
ему
разрешили
спать только
сидя с
головой
между
коленями,
чтобы не
заснуть
глубоко (Сукка
26а, Орах
Хаим 44:1).
Простой
смысл Шулхан
Аруха,
что в такой
позиции
можно спасть
даже долго,
но Мишна Берура (44:4)
приводит
мнения, что
даже в этой
позиции можно
спать только
54 секунды
(время, за
которое
человек
проходит 100 амот).
А
можно ли
немножко
поспать вне Сукки?
Спать
вне Сукки
запрещено (Сукка 26а),
но по
некоторым
мнениям,
можно
вздремнуть
менее 54
секунд (см. Мишна
Берура 639:11).
Почему
Рабби Элиэзер
- первый
мудрец,
упомянутый в Мишне?
Рабби Элиэзер
всегда
первым
приходил в
дом изучения
Торы (Сукка
28а), и поэтому Минша
начинается с
него (см. Р. Реувен
Марголиус в Ницуце Зоар к
нашей сугие,
и также
последний
упомянутый в Мишне
мудрец – Р. Элиэзер,
т.к. он
покидал Бет Мидраш
всегда
последним).
Можно
ли выполнить
заповедь
поднимать «четыре
растения»,
если они ворованные?
Третий
перек
трактата Сукка
начинается с
того, что
ворованный Лулав – пасуль
(непригоден
для
заповеди). В последующих
мишнает
то же самое
говорится
про
остальные
растения. Тем
не менее,
существует
несколько
непростых
деталей этих
законов. В
первый день,
(а вне
Израиля
возможно и во
второй) нужно
владеть
четырьмя
растениями, и
поэтому
невозможно
выполнить
заповедь,
если они
ворованные.
Но в дни Хол
Амоэда
можно
поднимать и
чужие
растения. Тем
не менее,
если
растения
ворованы, то
сам вор не выполняет
заповедь ими.
Это основано
на концепции "мицва аба
беавейра"
(мицва
через грех),
т.к.
Всевышнему
противно
ворованное.
Но по многим
мнениям (см. Орах Хаим
649:1), другой
человек
может
выполнить
заповедь
этими
растениями в Холь
Амоэд, но
нельзя при
этом делать
на них благословение
(см. Мишна Берура 649:8).