Талмудический Винегрет. Глава Пинхас. Талмуд, Бава Батра 26-32.

 

Лехацалат Шевуим и Лерефуа Шлема всех на Святой Земле.

И приблизились дочери Целафхада … и встали перед Моше … говоря: Отец наш умер в пустыне, и он не был среди общины собравшихся против Г-спода, в общине Кораха, но за свой грех умер он, и сыновей не было у него … Дай нам владение среди братьев отца нашего. И представил Моше их дело перед Всевышним». Почему Моше не стал судить их сам?

Раши приводит от имени Хазаль два объяснения. Возможно, на самом деле в данный момент Моше забыл детали законов наследия. Или Всевышний хотел вознаградить праведных дочерей Целафхада, и соответственно законы наследия Тора ассоциировала с ними (см. также другое объяснение в Сифре и в Зоаре 3:157а). Но Книга Атарет А-Микра пишет от имени Хафец Хаима и также от имени автора Хидуше Арим, что когда дочери Целафхада сказали, что их отец не был среди тех групп евреев, которые восстали против Моше, Моше подумал, что этими словами они пытаются его задобрить. Поэтому он решил, что не сможет судить их беспристрастно. Ведь даже «взятка» словами считается взяткой. Поэтому он представил их суд Творцу. (Заметим, что подобное объяснение приводит и Рабейну Бахье, но он не соглашается с этим, т.к. Моше мог бы отдать их суд другим судьям).

В какие праздники приносили два козла в жертву Хатаат?

Т.к. Рош Ашана является также Рош Ходешом, то в этот день приносилось два Хатаат. Также в Шавуот, кроме жертв Мусафа, приносились особые жертвы с двумя хлебами, описанные в Главе Эмор, и они включали дополнительный Хатаат. Наконец, в Йом Кипур, кроме Мусафа приносились жертвы, описанные в Главе Ахаре Мот, включающие особую жертву Хатаат (одного из двух козлов после жребия).  

Где согласно Рема, в нашей главе подсказан обычай молиться в Шаббат позже обычного?

Рема (Орах Хаим 281:1) пишет, что обычай молиться в Шаббат позже обычного, т.к. про каждодневную жертву (Тамид), Тора использует выражение Бабокер - утром), а про Мусаф Субботыåáéåí  - днем (см. также Маген Авраам). Заметим, что существуют и источники, что следует молиться рано в Шаббат (см. Мегила 23а и Раши).  

Если ветки дерева соседа мешают Сукке, кто платит за их обрезание?

В нашей сугие (Бава Батра 27б) обсуждаются разные случаи, когда ветки дерева одного человека нависают над полем другого, и существует множество деталей, какие именно ветки разрешается срубить (даже если хозяин против). В частности, Шулхан Арух (Хошен Мишпат 155:28) разрешает срезать ветки соседа, которые мешают дому, и тем более разрешается срубить те ветки, которые мешают построению кошерного шалаша в Суккот (т.к. Сукка должна быть под открытым небом). Но во всех этих случаях, тот, кому мешают эти ветки, сам их и рубит. Тем не менее, Рав Зилберштейн (Хашуке Хемед к нашей сугие) пишет, что возможно владельцу дерева следует хотя бы частично взять на себя расходы по срубу веток.

В нашей сугие (а также в Бава Каме 91б) сказано, что нельзя рубить дерево, дающее плоды, и что это опасно. А что делать, если дерево мешает, например, на месте дерева хотят построить здание?

На самом деле, по букве закона, если выгоднее срубить дерево, то возможно  в этом нет запрета (см. Бава Кама 91б-92а). Но из-за опасности, люди обычно стараются это избежать, и по возможности пересадить дерево в другое место, или «продать» его вместе с землей нееврейскому подрядчику, который тогда срубит на свое дерево на своей земле.

Что значит «хазака», и почему, если кто-то собирает урожай на поле в течение трех лет, имеет «хазаку» на это поле?

Слово «хазака» происходит от слова «сила», и в данном случае имеется в виду уверенность в какой-то презумпции. В нашей сугие обсуждается «хазака» как презумпция владения. Например, если человек утверждает, что он купил какое-то поле, и у него есть доказательство, что в последние три года он собирал урожай, и бывший хозяин молчал все это время, то мы верим ему, даже если у него нет никаких других доказательств (например, деловой бумаги о покупке). Причина на этот закон в том, что если бы владелец не продавал данное поле, то он бы не стал терпеть и молчать, когда чужой человек собирает там урожай. А что касается деловой бумаги, то за это время она уже могла бы потеряться. Заметим, что существует множество исключений из данного правила, которые будут описаны в нашем переке (например, по отношению к полям Рейш Галуты – лидера диаспоры нет хазаки, и покупатель должен  всегда сохранять документ о покупке). Существовали случаи, когда человек работал на чьем-то поле, как «арис» (арендатор), и тогда, чтобы через три года у него не стало «хазаки», хозяин должен был объявлять, что он не продавал поле, и этот человек только «арис». Кроме упомянутого использования слова «хазака», существовали и другие виды «хазаки». Например, один из видов приобретения имущества – с помощью «хазаки». Такая «хазака» срабатывает сразу, т.к. человек показывает свое право на поле тем, что его обработал, или огородил забором, и т.п. Существует еще «хазака» в отношении ущерба (незикин), когда у человека есть какое-то право. Например, с его крыши идет труба, по которой стекает вода во двор соседа, и раз сосед не протестовал, то теперь у него «хазака» на эту трубу.

Что значит выражение «ашле равреве

В Талмуде в трех местах упоминается выражение ãúìéà áàùìé øáøáé (висит на крепких канатах). Впоследствии, это выражение стало идиоматичным, и встречается тысячи раз, особенно в Вопросах и Ответах (Шеелот ВеТшувот). Согласно Раши (Бейца 27а) àùìé здесь значит веревки, но в другом месте (Авода Зара 7б) Раши приводит также мнение (взятое из Талмудического словаря Арух), что àùìé значит большие деревья (Авраам посадил àùì в Беэр Шеве). В любом случае, великие раввины сравниваются с крепкими веревками, или с большими деревьями, и смысл выражения в том, что данный закон (дословно «висит») зависит от диспута великих мудрецов. В том числе в нашей сугие (Бава Батра 31б) описывается, что Рав Нахаман постановил определенным образом, и многие думали, что он ошибся, но на самом деле этот псак зависит от «ашле равреве» úìéà áàùìé øáøáé.

Предыдущая глава