Талмудический
Винегрет.
Глава Пинхас,
Талмуд, Гитин
47-53.
Лерефуа
Шлема Шель
Раиса бат
Соня и Михаил
бен Рахиль.
В нашей
главе
подробно
описана
последняя перепись
еврейского
населения. А
насколько
изменилось
общее число
мужского
населения, по
сравнению с
предыдущей
переписью? А
какое колено
больше всех
выросло, и
какое
наоборот
больше всех
потеряло в
численности?
Хотя общее
число евреев
изменилось
несильно, оно
уменьшилось
на всего на 1%,
но численность
отдельных
колен сильно
изменилась. Самое
большое изменение
произошло с
коленом Шимона
(и как
считают Хазаль,
среди них
были
основные
погибшие
после греха с
Баал Пеором,
и возможно в
других
бунтах). Во
второй год пустыни,
их мужская
численность
была 59300, а в последний
год - 22200
(заметим, что
возможно упомянутые
числа
округлялись,
см. также Эмет
ЛеЯков). А
колено,
которое
больше всех
выросло в числе
– это колено
Менаше (их
было 32200, а стало
52700).
В отличие от
подсчета
Левитов в
начале Книги Бемидбар,
где были
подсчитаны и
Левиты от
месяца и старше,
и Левиты от 30
до 50 лет, в
нашей главе
Левиты подсчитаны
один раз.
Каких
Левитов
считает наша
глава.
В нашей
главе
считали
Левитов от
месяца и старше.
Видимо
другой
подсчет
требовался только
вначале для
взрослых
Левитов,
которые
должны были
переносить
Храм, но
подсчет в
нашей главе
был сделан,
чтобы узнать
общее
население.
Вдобавок, в
нашей главе
не даны цифры
для каждой
семьи Левитов,
но лишь их
общее число
(которое не
сильно изменилось,
в первый год
Левитов было
22300, см. Раши, Бемидбар
3:39, а сейчас – 23
тысячи).
Как известно,
у Леви было
трое сыновей.
А были ли у
Леви дочери?
Да, у Леви
была дочь Йохевед,
которая
стала женой Амрама (см.
ниже).
По
некоторым
мнениям, наша
глава
упоминает и
имя жены
Леви. Какое?
В нашей
главе
сообщается: (Бемидбар
26:59): «А имя жены Амрама Йохевед,
дочь Леви,
которую
родила àÉúÈäÌ (ее)
для Леви в
Египте».
Обычно
считается,
что слово àÉúÈäÌ лишь
значит «ее», но
только можно
было бы обойтись
и без этого
слова, и
смысл стиха
бы не изменился.
Поэтому Тосафот
(Даат З’кеним
и так же
Книга Ха-Ктав
Ве-Хакабала)
приводят, что
слово àÉúÈäÌ «Ота» – это
имя
собственное,
и так звали
жену Леви.
(Гитин 52а): По
соседству с
рабби Меиром
был некий
управляющий
(опекун),
который
продавал землю,
принадлежавшую
сиротам, и на
вырученные
деньги
покупал слуг.
Рабби Меир не
позволил ему
сделать это
(ведь всегда
лучше
владеть
землей, и
опекун может
делать для
сирот только
то, что
выгодно для
них). Во сне Р.
Меиру было
сказано: «Я
хочу разрушать,
а ты строишь?»
(видимо
деньги были
нажиты нечестным
путем, или
сироты были
злодеями, см. Махаршаль
и Явец, и
как будто
Сам Творец
хочет
наказать эту
семью, чтобы
сироты
потерпели
финансовый
крах, и
следует
позволить
опекуну
продолжать
распродавать
их землю). Тем
не менее,
рабби Меир не
обратил
внимания на
его сон и
сказал: «Слова,
явившиеся во
сне, не
возвышают и
не убавляют
(т.е. их не
следует
принимать во
внимание).
(Гитин 52а):
Было два
человека,
которые,
подстрекаемые
Сатаном,
спорили друг
с другом
каждую
пятницу после
полудня до
вечера (во
время, когда
нужно готовиться
к Шаббату,
и все
нервничают в
суматохе).
Случилось так,
что рабби
Меир попал в
их город. Он
не давал им
рассориться
три пятницы
подряд, и
помирил их.
Тогда он
услышал
возглас
Сатана: «Горе,
что рабби
Меир выгнал
меня из этого
дома» (в
смысле, в
месте, где
ссоры и
раздоры, как
будто сам Сатан
живет среди
них).
Почему
Рабби Йосе
называл свою
жену «моим
домом?»
В нашей Сугие
(Гитин 52а, и
также уже
приводилось
в Трактате Шаббат)
говориться,
он имени
Рабби Йосе:
Я никогда не
называл жену
«моей женой»,
но только «моим
домом». Раши
объясняет,
что причина в
том, что жена
заведует
домом, и
делает все
домашние
дела. Получается,
Р. Йосе
называл ее
так в знак
признательности.
Но Маарам Шиф
предлагает
очень
странное
объяснение
(Рабби Меир Шиф,
великий
мудрец 17-ого
века, чьи комментарии
к некоторым
трактатам
включая
Гитин напечатаны
в конце
стандартных
изданий, его
не следует
путать с
более
поздним
мудрецом по
имени Маарам
Шик –
учеником
Хатам
Софера). Он
приводит Мидраш,
что у Р. Йосе
была плохая
жена (с
которой он
позже развелся).
Получается,
по его
мнению, Р. Йосе
называл ее
«домом», а не
«женой», чтобы
подчеркнуть,
что она не
была его
второй
половинкой.
Р. Реувен
Марголиус (Ницуце Ор)
спорит с Маарам Шифом, и
пишет, что
тот ошибся, и Мидраши
которые
упоминают
плохую жену,
с которой
развелся
раввин,
говорят о
совсем
другом
мудреце - Р. Йосе
А-Г’лили
(Рабби Йосе
из Галилеи). А
Рабби Йосе
упомянутый
здесь – это
ученик Р. Акивы
– Р. Йосе
бен Халафта
(так открыто
сказано в Рут
Рабба 2:8,
см. также Шаббат 118б). А что
касается
вопроса,
почему Р. Йосе
называл жену
«домом», Р.
Марголиус
объясняет,
что это была Йевама
(вдова брата),
от которой он
«построил
дом», как Тора
называет Йибум
(Деварим
25:9).
Если
человек
случайно
приготовил
пищу в Шаббат,
можно ли ее
есть?
В Талмуде (Гитин
53б)
приводится
диспут на
этот счет.
Если человек
случайно
приготовил
пищу в Шаббат
(или сделал
другую
работу), то, по
мнению Р. Меира,
ее можно есть
в сам же Шаббат.
Но, по мнению
Р. Йехуды
нужно ждать,
пока Шаббат
закончится. А
Р. Йоханан
А-Санделар
(сапожник)
считает, что
и после Шаббата
сам
нарушивший
Субботу не может
есть эту
пищу, но ее
могут есть
другие. Заметим,
что есть еще
мнение (в Тосефте
Шаббат 3:3,
которое не
упомянуто в
нашей сугии)
Р. Йишмаэля,
сына Р. Йонанана
бен Брока,
что никто и
никогда не может
есть пищу,
которую
приготовили,
сломав запрет
Торы в Шаббат,
даже если это
сделали
случайно! Что
касается Халахи,
Шулхан Арух (Орах
Хаим 318:1)
постановляет
как мнение Р. Йехуды.
Более того,
некоторые Поским
считают, что
даже если при
приготовлении
случайно
сломали
раввинский
запрет, никто
не может
есть эту пищу
в Субботу (но
см. Биур Халаха,
что многие с
этим спорят,
и можно быть
мягким в
случае
Раввинских
запретов). А
ГР”А
постановляет
как Р. Меир, и
во когда
очень требуется,
можно
положиться
на ГР”А (см. Мишна
Берура 318:7).