Талмудический
Винегрет.
Глава Ницавим,
Талмуд, Сукка
53-56, Бейца 2-4.
Лерефуа
Шлема Шель
Раиса бат
Соня и
Владимир бен Хеня.
Почему
Главу Ницавим
читают перед Рош Ашаной?
Кроме
известной
причины, что
проклятья Ки Таво
следует
прочесть за
две недели до
Рош Ашаны,
чтобы
«закончился
год и его
проклятья»
(см. Мегила
31б и Тосафот
там), есть еще
одна важная
причина. В
этой главе мы
читаем
отрывок про
раскаяние
нашего
народа в
конце дней.
Еврейский
народ будет
спасен
только через
раскаяние.
Как говорит
Талмуд (Санхедрин
97б): все «кицим»
(сроки конца
изгнания) уже
прошли, и
теперь все
зависит от
нашего
раскаяния! «И
будет когда
сбудутся над
тобой все эти
слова, благословение
и проклятие,
которые я
изложил пред
тобою, и
примешь к
сердцу
твоему среди
всех племен,
куда удалил
тебя Г-сподь,
Б-г твой. И
возвратишься
ты к Г-споду,
Б-гу
твоему, и
слушать
будешь Его во
всем, как я заповедую
тебе сегодня,
ты и твои
дети, всем сердцем
твоим и всею
душою твоей.
И возвратит
Господь, Б-г
твой,
пленников
твоих, и смилосердится
над тобою, и
вновь
соберет Он
тебя от всех
народов, где
рассеял тебя
Г-сподь,
Б-г твой. Если
будете
удалены вы к
концам небес,
и оттуда
соберет тебя
Г-сподь,
Б-г твой, и
оттуда
возьмет Он
тебя. И
приведет
тебя Г-сподь,
Б-г твой, на
землю,
которою
овладели
твои отцы, и
ты овладеешь
ею, и Он будет
благотворить
тебе и умножит
тебя больше,
чем отцов
твоих. И обрежет
Г-сподь,
Б-г твой,
сердце твое и
сердце
твоего потомства,
чтобы любить
Г-спода,
Б-га твоего,
всем сердцем
твоим и всею
душою твоей,
ради жизни
твоей.»
Как мы
уже обсуждали,
в нашей главе
описывается
раскаяние – «тшува»
еврейского
народа.
Основным
элементом раскаяния
является
признание
греха – Видуй. Мы
знаем, что в
субботу
невозможно читать
Видуй.
Как же тогда
человек
может
раскаяться в
субботу?
Действительно,
Видуй –
один из
главных
элементов
раскаяния, и
согласно Рамбаму
именно Видуй
является
отдельной
заповедью. Но
с другой стороны,
невозможно
представить,
что грешник,
который
раскаивается
в содеянном,
должен ждать Моцей Шаббат.
На самом деле
Рав Хаим Каневский
(Дерех Сиха)
пишет, что
можно
раскаяться и
в Субботу, хотя
действительности
Видуй
запрещено
произносить.
Он приводит
доказательство
из того, что
сказано в
Талмуде (Кидушин
49б, см. Эвен Аэзер
38:31) что если
человек
делает
женщине Кидушин,
и ставит
условия, что
он праведник,
даже если известно,
что он был
грешником,
его Кидушин
возможно
срабатывает,
ведь может
быть, он
раскаивается
в сердце.
Отсюда видно,
что даже решивший
раскаяться,
уже
считается
праведным.
А
нужно ли
ребёнку
делать Тшуву
за те грехи,
которые он
совершил в
детстве?
В
принципе,
ребенок не
отвечает за
свои поступки,
но если
ребенок
принес ущерб
другим в
детстве, ему
следует компенсировать
ущерб (см. Рема,
Орах
Хаим 343:1, Мишна
Берура 343:9 от
имени ГР”А
и Таз, см.
также Респонса
Радбаза,
2314, что следует прочесть
видуй за
грехи,
сделанные в
детстве).
Один
из афоризмов Хилеля (Сукка 53а):
«Если Я здесь,
то все здесь,
но если Меня
здесь нет, то
кто здесь?» Раши
объясняет,
что речь идет
о
Присутствии
Всевышнего в
Храме. Если
Всевышний
удаляет за наши
грехи свое
Присутствие
из Храма, то
какой смысл
туда
приходить? Но
Тосафот
считают, что
речь идет о
самом Хилеле
(от имени
еврейского
народа).
Какие
псалмы
читают в
конце
молитвы в
праздники?
Наш
обычай
читать в
конце
молитвы
«Псалом этого
дня»
упоминается
в Шулхан Арухе (132) но
там не
приводится,
что в
праздники
следует произносить
какие-то
другие
псалмы (хотя
Тур приводит
подобный
обычай Сефардим).
И
действительно,
большинство
евреев читают
в праздник
просто
псалом этого
дня недели, а Сефадрим сегодня
вообще не
читают Шир
Шель Йом
в Субботу и
праздники (см.
Каф Ахаим
132:26), а в Холь
Амоэд у
них есть
особые обычаи
о том, какие
псалмы
читать. Но Виленский
Гаон
считал, что в Йом Тов
следует
читать
псалом,
который
Левиты пели
во время Мусафа.
В случае Холь
Амоэда Суккота,
Талмуд (Сукка
55а) сообщает
нам, какие
это были
псалмы, и также
мы знаем, что
в Рош
Ашану Левиты
пели 81-ый
псалом (тот
же псалом мы
читаем по четвергам).
Но в случае
других
праздников, у
нас нет
Талмудических
источников,
какие читать
псалмы (хотя
псалмы
некоторых
праздников
описаны в Масехет
Софрим, 18
глава, но
читать эти
псалмы
сегодня не
принято). В
Маасе Рав
(обычаи Виленского
Гаона
записанные
его учеником)
приводятся
псалмы,
которые ГР”А читал во
все
праздники и
дни Хол Амоэда, и
многие,
особенно в
Израиле
следуют его обычаю.
Какое
еще
называние
есть у
Трактата Бейца?
Этот
трактат еще
называют «Йом
Тов»
(см. например
письмо Рава Шриры Гаона,
см. также Меири
в
предисловии
к нашему
трактату).
Почему
некоторые
называют
этот трактат
арамейским
словом «беа?»
По
мнению Мааршаля
(Ям Шель Шломо, Бава
Кама 4:11, см. Маген
Авраам, 156:1),
слово «бейца»
нередко
ассоциируется
также с
мужскими «яйцами»,
поэтому он
предпочитал
арамейское слово
«беа» (см.
другое
объяснение в Тиферет Йисраэль
к началу
трактата). Но
не все с этим
согласились
(см. Амаор Агалодь,
стр. 681) и
вдобавок
сегодня
наоборот
слово «беа»
скорее
ассоциируется
с мужскими
яйцами.
В
каких
случаях Бет Шамай
более мягки
чем Бет Хилел
в законах Йом
Това?
Первая
Мишна
Трактата Бейца
приводит три
диспута, в
которых Бет Шамай
более мягки
чем Бет Хилел
в отношении
законов Йом
Това (в
Трактате Эдуйот,
главы 4-5 приводятся
также
мягкости Бет Шамай в
отношении
других
законов). Бет Шамай
разрешают
сразу есть
яйцо, которое
было снесено
в Йом
Тов. Бет Шамай
мягче чем Бет
Хилел в
отношении
минимального
размера хамеца,
который
нужно
уничтожить
перед Песахом.
И Бет Шамай
разрешают
зарезать
птицу или
дикое животное
в Йом Тов, если
у человека
уже воткнута
в рыхлую землю
лопата, чтобы
можно было
покрыть
кровь.
В чем
строгость
двух дней Рош
Ашана по
сравнению с
другими
праздниками?
В нашей
сугие (Бейца 4б-5а) описывается,
что в
определенных
ситуациях наши
мудрецы
установили два
дня Рош Ашаны не
из-за неуверенности,
и они рассматривается
как один длинный
день
святости.
Поэтому если
яйцо было снесено
в первый день
Рош Ашаны,
то его нельзя
есть во второй,
в отличие от
других
праздников.