Талмудический
Винегрет.
Главы Ницавим -
Ваелех,
Талмуд, Кидушин
21-27.
Лерефуа
Шлема Шель
Раиса бат
Соня и Михаил
бен Рахиль.
Наша глава
начинается
со слов Моше
(Деварим
29:9): «Все вы
стоите
сегодня пред
Г-сподом,
Б-гом вашим:
главы ваших
колен, ваши
старейшины и
ваши
смотрители; все
Израильтяне».
Зачем слова
упоминать ëÌÉì àÄéùÑ éÄùÒÀøÈàÅì (всех
евреев), если
уже в начале
стиха сказано:
ëÌËìÌÀëÆí (все
вы)?
Р. Моше
Алших
пишет, что
здесь Тора
учит нас
скромности, т.к.
все мы равны
перед
Всевышним! Он
описывает,
как один
человек всех
всегда уважал.
Тех, кто
старше,
потому, что
они успели
сделать
больше мицвот.
Тех, кто
младше, т.к.
они не успели
сделать так
много грехов.
Хотя среди
нас есть
разделения
между главами
колен,
старейшинами,
и простыми евреями,
но на самом
деле еще
неизвестно,
кто настоящий
праведник
перед
Всевышним!
Талмуд описывает
(Песахим
50а, Бава Батра 10б),
что один
мудрец,
переживший
клиническую
смерть,
увидел, что в
Мире Правды
все наоборот:
«верхние
внизу, нижние
наверху» (в
смысле, многие
уважаемые
люди
оказались не
такими уж великими,
и наоборот,
многие
простые люди
оказались
великими
праведниками).
«И призвал Моше Йехошуа,
и сказал ему на
глазах у
всего Израиля,
крепись и
мужайся …» (Деварим
31:7). Согласно
расстановке
нот (таамим),
фраза «на
глазах у
всего Израиля»
соединяется
с фразой «крепись
и мужайся» ìÀòÅéðÅ֣é
ëׇìÎéÄùÒÀøÈàÅì֮ çÂæÇ֣÷ åÆàÁîÈõ֒
(слово
Израиль имеет
ноту зарка,
а мужайся
– сеголту).
Мы бы ожидали
разделительную
ноту после
слов на
глазах у
всего Израиля
(и сказал ему
на глазах у
всего
Исраэля: крепись
и мужайся …). На
что же здесь
указывают
ноты (знаки препинания)?
Р. Симха из Двинска
(автор Ор Самеах
в Книге Мешех
Хохма, и так
же приводит Атерет А-Микра от
имени Рава Шломо Клугера)
пишет, что Йехошуа
должен был
быть именно
сильным
перед народом
Израиля. Хотя
в частной
жизни он мог
показывать
мягкосердечность,
перед
народом он
должен был
быть твердым
лидером (про
подобное
говорят Хазаль,
Кидушин
32б, что царь не
может «простить»
уважение к
себе, в
отличие от
отца или раввина).
Поэтому таамим
подчеркивают,
что он должен
крепиться и
мужаться на
глазах у
всего Израиля!
В нашей сугие
подробно
обсуждаются
разные виды
трансакций,
когда один
человек
приобретает
то, что
принадлежит
другому.
Заметим, что
в Халахе, ритуальные
законы
неотделимы от
финансовых.
Например,
Тора
запрещает
нам давать
нашему животному
работать в Шаббат, а
значит, при
акте продажи
животного
этот потенциальный
запрет
переходит к новому
владельцу.
Также, если
человек обручается
используя кольцо
или другой предмет,
который ему
не
принадлежит,
то Кидушин
недействителен.
Также запрет
хранить хамец
в Песах не
будет относиться,
если его
продадут нееврею.
Или,
например, чтобы
выполнить
заповедь поднимать
четыре
растения в Суккот (в
первый день),
нужно, чтобы
они
принадлежали
нам. Поэтому
особенно
важны законы
деловых сделок,
когда именно
происходит «киньян»
(трансакция),
и неправильные
решения по
отношению к этим
законам могут
даже привести
к ломанию
заповедей, за
которые (в
случае
специального
нарушения)
предписывается
Карет (см. Сефер
Ахинух, 496).
Мишна (1:4) и Талмуд
(Кидушин
25б-26а) приводят
разные
мнения о способах
приобретения
крупного и
мелкого
животного. А
как можно приобрести
слона?
В Мишне
приводится
диспут Р.
Меира и Хахамим
о том, как
сделать киньян
животного.
Талмуд
заключает,
что и крупные
и мелкие
животные
можно купить
с помощью «мешиха»
(досл.
протянуть), и
так
постановляет
Шулхан Арух (Хошен
Мишпат 197:1, а
Рема
добавляет,
что по некоторым
мнениям есть
и другие
способы). Мешиха
в
случае
животного не
требует, что
его тянули
силой, но достаточно
позвать его, чтобы
оно прошло,
или даже
проехать на
нем (Хошен
Мишпат 197:3). Получается,
что нет
особой
сложности,
приобрести и
слона. Но Талмуд
(Кидушин 25б)
приводит мнение
Р. Шимона,
что животных
нужно
приподнять, и
удивляется: а
как же, по
мнению Р. Шимона
купить ôéì
слона? На это
дается
несколько
ответов, например,
слона можно
обменять на
что-то. Но
самый
интересный
ответ: «с
помощью хавилей
земурот (связки
веточек)» (Кидушит
26а). Раши
объясняет, слон
взбирается на
ветки
(принадлежащие
новому
хозяину),
таким
образом,
поднявшись от
земли (это
работает не
везде, см.
выше 25б). Но Тосафот
пишут, что подвешивают
веточки,
которые
съедобны для
слона, чтобы
слон прыгнул
за ними. На
самом деле,
слоны
никогда не
прыгают (как
известно, масса
растет как
куб размера,
а сила
мускулов,
только как
квадрат, поэтому
большинство
маленьких
животных
очень подвижны,
а слоны на
пределе выдерживания
собственного
веса, и уж
точно не
могут прыгать),
поэтому
объяснение Раши
выглядит
более
убедительным
(но может Тосафот
имели в виду
под слово ôéì не
слона, а
какое-то
другое животное).
Каким
образом
можно
приобрести
землю у другого?
А как можно
приобрести
вещи у другого?
Следующая Мишна
(1:5) и Талмуд (26а) обсуждают
покупку
недвижимости
и вещей.
Недвижимость
можно приобрести
с помощью
денег, или деловой
бумаги, или «хазаки». Хазака
означает, что
покупатель
делает какую-то
акцию, как
новый хозяин
земли
(например,
пашет на
небольшом
участке земли).
А вещи
покупаются
через «мешиха».
На практике,
все, что
можно
приподнять,
покупают,
приподнимая
(см. Хошен Мишпат 198:1
по некотом
мненям
на три
ладони, а
другие
считают, что достаточно
приподнять
на высоту в
ладонь), а громоздкие
предметы «протягивают».
Также можно
купить с
помощью
денег одновременно
землю с
вещами (это
называется «киньян
агав»). Более
того, как дальше
заключает
Талмуд (Кидушин
27а),
необязательно,
чтобы эти
вещи были на этой
земле. Даже малюсенький
участок
земли можно
использовать,
чтобы передать
«вместе с ним» дорогостоящие
и громоздкие вещи
во владение другому. (Заметим,
что кроме
упомянутых в Мишне,
есть и способ
киньяна
вещей, называемый
тип «халифин»
- обмена,
который называют
«киньян судар»,
который мы
сейчас
обсуждать не
будем). Позже Талмуд
(Кидушин
28б, см. также Бава Мециа
46б) приводит
диспут, о том,
является ли киньян
вещей через «мешиха» трансакцией
из Торы или
по
раввинскому
закону. Согласно
Р. Йоханану,
из Торы как
только
заплатил за
вещи, они
твои, но
раввины
установили,
что пока человек
не протянет
их, они остаются
во владении
первого
хозяина. Иначе,
если что-то
произойдет (например,
пожар), то у
прежнего
хозяина не
будет резона особо
стараться
спасти вещи,
которые он
уже продал. Но
Рейш Лакиш
считает, что приобретение
вещей из Торы
требует
именно «киньян
мешиха». Большинство
мудрецов
постановили Халаху в соответствии
с мнением Р. Йоханана
(и так
постановляет
Шулхан Арух), но Раши
постановляет,
как Реш Лакиш. Интересно,
что при
покупке или
продаже нееврею,
спор
обратный (см. Бехорот
13а-б). Получается,
что во время
продажи хамеца,
по Раши
достаточно,
чтобы нееврей
заплатил
деньги, и это
легко осуществить.
Но по
большинству
мнений, нужно
сделать «мешиха».
Так как непрактично
приводить нееврея к
каждому, кто
продает хамец,
чтобы он
приподнял все
виды хамеца,
то обычно
делают другие
дополнительные
киньяним
(например, киньян
агав, и киньян
судар, см. Мишгна Берура 448:17 и
19).