Талмудический
Винегрет.
Глава Насо,
Талмуд, Йома
35-41.
Лерефуа
Шлема Шель
Раиса бат
Соня и
Владимир бен Хеня.
Почему
наша глава
начинается
посередине темы?
(Ведь об
обязанностях
детей Кехота
было
написано в
конце
предыдущей
главы, а с
обязанностей
Гершона
начинается
наша глава).
Согласно
Раву Хаим Каневскому
(Таама ДеКра),
когда
разделяли на
главы, хотели
подчеркнуть,
что Гершон –
первенец
Леви. Поэтому
нашу главу
начали с
него.
Какое из
трех колен
Леви (Гершон, Кехот и Мерари)
было самым
многочисленным?
Смотря
как считать.
В конце
предыдущей
главы были
подсчитаны
все Левиты, и
больше всего
было
потомков Кехота
(8600), а меньше
всего Мерари
(6200). Но в нашей
главе
подсчитываются
Левиты от 30 до 50
лет, которые
служили в
Храме, и
потомков Мерари
больше всего
(3200), а меньше
всего Гешона
(2630).
А
почему
основное
издательство
Хасидов Хабада
называется Кехот?
На
самом деле,
название
издательства
÷ä"ú не
связано с
именем ÷äú,
но является
аббревиатурой:
Карней
Ход Тора
(Лучи
Великолепия
Торы) и
вдобавок
имеет гематрию
505, как год
рождения
основателя
движения Хабад
(Р. Шнеура Зальмана из Ляд,
который
родился 18 Элула
5505 года).
Какие
виды
нечистых
людей были
отосланы из лагеря?
Тора
сообщает (Бемидбар
5:2), что три типа
людей были
отосланы: царуа,
зав и нечистые
от
умершего. Царуа
– это мецора
(человек с
определенными
кожными
заболеваниями,
описанными в
главе Тазриа).
Зав – человек,
у которого
определенные
выделения
(возможно
гонорея).
Нечистый от
мертвеца - тот,
кто имел
контакт с
мертвым человеческим
телом.
Какую
акцию,
которую
обычно
запрещено
делать,
делают во
время
процедуры
Соты?
Запрещено
стирать
Имена
Всевышнего (и
вообще
отрывки
Торы). Тем не
менее, во
время процедуры
проверки
Соты, отрывок
о Соте стирают
в воду,
которую
потом
женщина
должна выпить.
Всевышний
как-бы
разрешает
даже стереть
Свое Святое
Имя ради
того, чтобы
восстановить
мир в
еврейской
семье (ведь
если вода не принесет
вреда
женщине, муж
будет знать,
что она ему
не изменяла). Вдобавок,
в процедуре Соты
отодвигались
определенные
правила скромности,
например, ей
оголяли
волосы. Причина
была в том,
чтобы
опозорить ее
за неподобающее
для дочери Израиля
поведение.
А
если женщина,
которую
подозревают
в супружеской
измене, не
хочет пить
воду
проверки,
заставляют
ли ее это
делать?
Нет.
Но если она
утверждает,
что мужу не
изменяла, и
просто
боится пить,
то если
отрывок Торы
уже стерли,
то теперь
заставляют
ее выпить. Но
если она
признается в
измене, то мы не
поим ее этой
водой. Ведь
цель
процедуры –
не убить
женщину, а наоборот
защитить ее
от
подозрений
мужа, но если
она
действительно
изменяла
мужу, то он с
ней должен
развестись и
она теряет
свою Кетубу.
Какие
три стиха из
нашей главы
мы произносим
каждый день?
Благословение
коэнов (Бемидбар
6:24-26). Принято
произносить
их сразу
после благословений
на Тору,
чтобы брохи
сразу «легли»
на мицву
изучения
Торы.
Вдобавок,
согласно
Талмуду, саму
мицву
благословения
коэнами
народа
Израиля
следует
исполнять
каждый день
(но у Ашкеназим
вне Земли
Израиля
принято
делать это
только по
праздникам).
Какую
Хафтору
мы читаем в
эту неделю?
Т.к.
мы читаем в
Торе про назира,
большинство
общин читают Хафтору
из Шофтим,
описывающую
рождение Шимшона. Но Романиоты
читают
отрывок из
пророка Хошеа
(4:14–6:2), который
ассоциируется
с отрывком
про Соту
«Не взыщу Я с
развратничающих
дочерей ваших
и с
прелюбодействующих
невесток
ваших; ведь и
сами вы
уединяетесь
с блудницами»
(Хошеа 4:14).
Бедняк,
богач и грешивший
(с
запрещенными
женщинами) предстанут
перед
Небесным
судом.
Бедному скажут:
Почему ты не
занимался
Торой? Если он
ответит: «Я
был беден и
занят
работой, и
поэтому я не
занимался
Торой», ему
скажут: «Был ли
ты беднее Хилеля,
который был
ужасно
бедным, и все
же изучал
Тору?» А если
богатый
человек
скажет: «Я был
богат и занят
управлением
своим
имуществом»,
ему ответят:
«Был ли ты
богаче рабби Элазара
бен Харсума,
который был
чрезвычайно
богат и, тем
не менее,
изучал Тору?»
Его отец
оставил ему в
наследство
тысячу
деревень на
суше и тысячу
кораблей в
море. И каждый
день он брал кувшин
с мукой на
плечо и ходил
из города в город,
чтобы
изучать Тору
у мудрецов
Торы в каждом
из этих мест. И за все
свои дни он
никогда не
видел все свое
имущество. А
ломающий
запреты с
женщинами
скажет, что он
был очень
красивым, и
ему было
невозможно удержаться.
Его спросят:
ты что, был
красивее Йосефа?
Жена Потифара
пыталась соблазнить
Йосефа
каждый день,
и все равно
он не
поддался (Йома
35б).
В
каком
порядке
перечисляют
грехи в Йом
Кипур?
В
Талмуде
приводится
диспут между
Р. Меиром и
другими
мудрецами (Йома 36б). Мы
следуем (Орах
Хаим 621:5) мнению
остальных
мудрецов, что
сначала
упоминается
случайные
промахи (хатаим),
потом
специальные
грехи (авонот)
а последним –
бунты (пешаим).
Какие
два выражения,
взятые из
одного стиха
в Книге Мишле,
используется,
одно – по
отношению к
праведникам,
а другое – по
отношению к
злодеям?
Талмуд
(37а-38а)
описывает
сначала
священников,
и других
людей,
которые
сделали
что-то хорошее
для Храма, а
потом тех,
кто поступили
плохо. Про
первых
сказано æÅëÆø öÇãÌÄé÷ ìÄáÀøÈëÈä (благословлена
память
праведника,
сокращенно æö"ì),
а про вторых ùÑÅí øÀùÑÈòÄéí éÄøÀ÷Èá (имя
нечестивых
да сгниет,
сокращенно ùø"é).
Оба
выражения
взяты из
стиха в Мишле
(10:7)
«Благословлена
память праведника,
а имя
нечестивых
сгниет».
Какое
идеальное
время для утреннего
Шма?
В нашей сугие
(Йома 37б)
упоминается,
что
большинство
людей в Иерусалиме
читали Шма
с восходом
солнца, когда
лучи
отражались от
той золотой Меноры,
стоявшей у
входа в Храм. (Эту Менору
подарила
царица Елена
– королева
небольшого
государства Адиабена,
располагавшегося
в верховьях
Тигра, которая
перешла в
Иудаизм).
Согласно Рабейну
Хананелю
и Рабейну
Таму, это
и есть
идеальное
время Шма,
сразу после
восхода. Но
большинство
мудрецов считают,
что самое
лучшее время Шма – это
немного
перед
восходом,
чтобы начать Шмоне Эсре
с восходом
солнца, а в
нашей сугие
речь идет о
большинстве
людей,
которые не могут
прочесть
точно в это
время,
поэтому они
читали
немного
позже (см. Тосафот,
со слов «Амар
Абае»).
Р. Хия бар Абба
сказал от
имени рабби Йоханана:
«Ни один
праведник не
уйдет из
этого мира, пока
не будет
сотворен
другой
подобный праведник,
как сказано:
И солнце
восходит, и
солнце
заходит» (Кохелет
1:5). И еще он
сказал:
«Святой,
благословен
Он, увидел,
что
праведников
мало, поэтому
Он насадил
понемногу из
них в каждом
поколении,
чтобы
обеспечить
присутствие
хотя бы
одного
праведника в
мире». И еще он
сказал: «Даже
ради одного
праведника
существует мир,
как сказано:
Праведник -
основание мира»
(Мишле 10:25). И
еще он
сказал: «Если
прошло
большинство лет
человека, и
он не грешил,
он никогда не
будет
грешить, как
сказано: Он
сохранит
ноги Своих
благочестивых.
Как только
человек утвердился
как
праведник,
Б-г убережет
его от дальнейших
ошибок». В
школе
раввина Шейлы
учат: как
только
человеку
предоставляется
возможность
совершить
греховный
поступок в
первый и
второй раз, и
он не
согрешит, он
уже никогда
не согрешит (Йома 38б).
Рейш Лакиш
сказал: если
человек
хочет
совершать
грехи, перед
ним открывается
такая
возможность.
А если
человек хочет
очиститься,
ему помогают.
В школе рабби
Йишмаэля
учили: Это
сравнимо с
человеком,
который
продавал
керосин с
отвратительным
запахом, и
бальзам с
приятным
ароматом.
Когда
приходил
покупатель
керосина, он
говорил: иди,
отмерь себе
сам. Но когда
заходил покупатель
бальзама,
продавец сам
ему помогал
отмерить (Йома
38б-39а).
В
школе рабби Йишмаэля
учили: Грех
притупляет
сердце
человека, как
сказано: «И не
оскверняйте
себя ими,
чтобы не
оскверниться»
(Вайикра
11:43). Не читай «венитметэм»
(чтобы не
оскверниться),
а читай «венитамтэм»
(чтобы
закупорить
[сердце]). Еще
мудрецы учили:
«И не
оскверняйте
себя ими,
чтобы вы не
были вы
осквернены».
Если человек
немного оскверняет
себя, то его
оскверняют
сильнее. Если
он сначала
оскверняется
по
собственному
желанию
внизу, на
земле, его
оскверняют
еще больше и
наверху. Если
человек
оскверняет
себя в этом
мире, его
оскверняют в
Грядущем
Мире. И наоборот,
мудрецы
учили:
«Освятите
себя, и вы
будете
освящены» (Вайикра
11:44). Человек
немного
освящает
себя, и его
освящают больше.
Если человек
освящает
себя внизу,
его освящают
наверху. Если
он освящает
себя в этом
мире, его
освящают в
Грядущем
Мире. (Йома
39а)