Талмудический Винегрет. Глава Корах. Талмуд, Бава Батра 5-11.

 

Лехацалат Шевуим и Лерефуа Шлема всех на Святой Земле.

Где в псалмах подсказан эпизод бунта Кораха, Датана и Авирама?

Псалмист (Техилим 106:16-17) описывает: «И позавидовали они Моше в стане áÌÇîÌÇçÂðÆä, Аарону, освященному ÷ÀãåÉùÑ Г-сподом. Разверзлась земля, и поглотила Датана, и покрыла общину Авирама». (Корах здесь не упомянут, и Раши пишет, что возможно это сделано, чтобы не праведных обидеть детей Кораха, которые были великими псалмистами). Малбим объясняет, что 250 людей, которые были с Корахом, завидовали 70 старейшинам, которые Моше выбрал «в лагере» (см. Бемидбар 11:16-26) поэтому сказано, что они позавидовали «в стане». А Корах завидовал самому Аарону «освященному» Всевышним. Интересное объяснение приводит Атерет А-Микра от имени Рава Нафтали Цви из Ропшиц (великий Хасидский Реббе, который родился в день, когда умер Баал Шем Тов в Шавуот 5520 года). Претензии к Моше состояли в том, что он не должен заниматься физическими заботами «в лагере», т.к. святому человеку негоже заниматься тривиальными вещами. И также по отношению к Аарону, который был близок к народу (ведь он очень любил людей, и всегда пытался их помирить друг с другом), они говорили, что он должен быть Кадош – святым, а не заниматься банальными делами.

Кто больше платит за стену города: богатые, или те, кто живут ближе к стене?

По этому вопросу Р. Элазар спросил рабби Йоханана (Бава Батра 7б): Когда жители города собирают деньги на строительство стены, они собирают деньги в зависимости от количества людей, живущих в каждом доме, или, возможно, они собирают деньги, исходя из богатства каждого дома? Рабби Йоханан сказал ему: «Они собирают деньги в зависимости от состояния каждого человека». Есть другая версия этого диалога: рабби Элазар спросил у рабби Йоханана: Когда они собирают деньги на строительство стены, они собирают деньги, основываясь на близости домов к стене (чтобы те люди, которые живут ближе к стене, платили больше)? Или, возможно, они собирают деньги, исходя из капитала каждого человека? Рабби Йоханан сказал ему: Они собирают в зависимости от близости домов к стене. Шулхан Арух (Хошен Мишпат 163:3) сначала приводит вторую версию, что платят согласно близости домов к стене, но потом пишет, что по некоторым мнениям учитывают и богатство домов, и их близость к стене.

Сколько нужно прожить в городе, чтобы быть обязанным давать на цедаку и на нужды города?

Талмуд (Бава Батра 8а) приводит различия в отношении разных видов цедаки и налогов. В те времена существовало два основных типа цедаки – Купа (благотворительный ящик для нужд жителей этого города, в который давали дотации раз в неделю), и Тамхуй – «тарелка» с помощью которой каждый день собирали еду для бедных (и не только для постоянных жителей этого города). Не во всех местах был Тамхуй, но Купа была в каждом городе (см. Йоре Деа 256:1 от имени Рамбама). Талмуд учит, что прожив в каком-либо месте тридцать дней, человека можно заставить внести пожертвование на Купу; а через три месяца — в Тамхуй. Тем не менее, Гирса Рифа как раз наоборот, и так сказано в Иерусалимском Талмуде, и так постановляет Шулхан Арух (Йоре Деа 256:5). А прожив в каком-то месте три месяца, человека можно заставить внести вклад в фонд одежды для бедных, а через девять месяцев – в погребальный фонд. А если он проживет двенадцать месяцев, он должен внести свой вклад в строительство городских колонн (т.е. защитного забора). Шулхан Арух продолжает: это относится к тому, кто приезжает временно поселиться в каком-либо месте, но если он поселится там навсегда, он должен тотчас же стать вкладчиком во все фонды.

Стих в конце Книги Даниэля говорит (12:3): А мудрые будут сиять, как сияют небеса, и обращающие многих к праведности – как звезды, во веки веков». Талмуд учит (Бава Батра 8б): «мудрые воссияют, как сияние небес» - это судьи, которые выносят верные решения. «И обращающие многих к праведности - как звезды, во веки веков» - это сборщики цедаки (которые способствуют раздаче милостыни). В Б’райте учили по-другому: «И мудрые воссияют, как сияние небес» - это судьи, выносящие верные решения, а также сборщики цедаки. «И обращающие многих к праведности, как звезды, во веки веков» - это школьные учителя (который как звезды, который посылают свой свет на огромные расстояния).

Если сборщик цедаки нашел деньги на улице, как ему поступить?

Очень важный принцип Талмуда: не давать другим повод для подозрений. В особенности важно, чтобы сборщиков цедаки не заподозрили, что они присваивают деньги себе. Талмуд учит (Бава Батра 8б): сборщики цедаки не могут отделяться друг от друга, собирая каждый в другом месте, но в месте, где они могут видеть друг друга, один сборщик может отделиться от другого … Если сборщик цедаки нашел монеты на рынке, он не может положить их в свой карман, но он должен положить их в кошелек для благотворительности, а потом, когда придет домой, он может забрать их оттуда (чтобы люди не заподозрили его, что он берет себе благотворительные деньги). Аналогично, если сборщику цедаки кто-то был должен сто динаров, и он отдал свой долг на рынке, то сборщик не может положить полученные деньги в свой карман, а должен положить их в кошелек для благотворительности, и потом, когда он придет домой, он сможет забрать их.

Сколько сборщики цедаки дают бедным?

Талмуд (Бава Батра 9а) учит: бедняку, который путешествует с места на место с просьбой о милостыне, дают не меньше буханки стоимостью пундион (Римская монета «дупондий»), когда стандартная цена зерна составляет четыре сеа за села (села – это Библейский шекель; т.к. пундион – 1/48 села, то получается что на эту монету можно было купить более полу-литра муки). Если бедняк ночует в этом месте, ему дают провизию для ночлега. Рав Паппа объяснил: «Кровать и подушка». И если он проведет Шаббат в этом месте, ему дадут трехразовую еду.

Откуда мы знаем, что важнее финансовой помощи - помощь моральная!

Талмуд учит (Бава Батра 9б): Тот, кто дает монетку бедному человеку, получает шесть благословений, а тот, кто утешает его словами, получает одиннадцать благословений!

Тот, кто не дает цедаку, все равно потеряет те деньги, которые он «сэкономил» (см. Бава Батра 10а), т.к. все «траты» человека предопределены в Рош Ашану.

Милосердие избавляет от смерти (Мишле 10:2). Талмуд (Бава Батра 10а-б) учит: А какой вид милосердия избавляет от неестественной смерти? Это тот тип, при котором один дает милостыню, не зная, кому он ее дал, а другой берет ее, не зная, у кого он ее взял. Это идеальный вид цедаки, если есть праведный собиратели, которым можно доверять (см. Йоре Деа 249:7).

Предыдущая глава