Талмудический Винегрет. Глава Кедошим, Талмуд, Бава Мециа 67-73 .

 

Лехацалат Шевуим и Лерефуа Шлема всех на Святой Земле.

(Вайикра 19:17): «Увещевай, увещевай ближнего твоего äåÉëÅçÇ úÌåÉëÄéçÇ àÆú òÂîÄéúÆêÈ, и не понеси за него греха». Почему здесь используется слово «Эт» àÆú?

Обычно слово Эт что-то добавляет (см. например Песахим 22б). В данном случае, как приводит Книга Ваякхель Моше (от имени отца Муссара – Рава Йисраэля Салантера), нужно в первую очередь «упрекать» самого себя, прежде чем мы наставляем других. И так учит Талмуд (Бава Менциа 107б): исправь себя, а потом уж исправляй других!

В нашей главе упоминается заповедь (Вайикра 19:18) «любить ближнего, как самого себя». А кого Тора велит любить отдельной заповедью?

В нашей главе сообщается дополнительная заповедь (Вайикра 19:34) «любить гера» (человека, который перешел в Иудаизм). Эта заповедь дополняет предыдущую, ведь и к геру относится заповедь «любить ближнего, как самого себя». Именно к геру часто требуется особенно чувствительное обращение, ведь он часто теряет своих друзей и близких, когда решает перейти в Иудаизм. Перед смертью, Моше снова повторяет заповедь любить гера (Деварим 10:19). До этого сказано (Деварим 10:18), что сам Всевышний «любит гера». И так пишет Рамбам (Деот 6:4): «Любовь к новообращенному, пришедшему под крылья Ш’хины, исполняет две положительные заповеди: одну, потому что он также включен в число «ближних» (которых нам заповедано любить), и одну, потому что он — гер и Тора пишет: «И возлюбите гера».

Как работает концепция "Хетер Иска" и как сегодня функционируют еврейские банки?

В Талмуде (Бава Мециа  68а) описывает, что нельзя вложить деньги в чей-то бизнес, чтобы разделить потенциальную прибыль пополам, и в случае потерь разделить пополам. Но в случае, когда вложивший немного доплачивает за работу, то это разрешается. Подобное вложение (партнерство) называется «Иска» (бизнес). «Хетер Иска», который используется, в том числе еврейскими банками, основан именно на подобной идее, когда дают деньги не с гарантированным процентом, а как вложение в бизнес. Банк становится партнером, и получает часть прибыли, но если прибыль очень велика, то по договоренности, банк ограничивается суммой, на которую согласились заранее. Например, если выдан заем в $10000 долларов, и предполагается, что бизнес в течение года принесет еще 2000, и они разделят выручку пополам, т.е. вернут $11000 (минус небольшая сумма, которую банк платит «за работу»). Даже если выручка будет намного большей, то банк не претендует на большую сумму, чем $11000. Но если бизнес не принесет прибыли, то и банк процента не получит, а если будут потери, то банк получит назад даже меньше $10000. Но чтобы доказать, что не было прибыли, обычно нужно клясться, а для доказательства, что были потери, требуются свидетели, и поэтому обычно взявший долг по умолчанию отдает дополнительные $1000, как договорились. 

Можно дать деньги кому-то, чтобы он поговорил с третьим лицом, чтобы тот дал Вам заем?

Талмуд сообщает (Бава Мециа 69б), что можно сказать другому: «возьми себе четыре динара и скажи такому-то, чтобы он одолжил мне денег». Это разрешено, потому что он просто берет плату за разговор с кредитором (эти четыре динара являются комиссией за посредничество при выдаче кредита). Также Талмуд сообщает, что человек может сказать другому: «Вот четыре динара; пойди и одолжи денег такому-то». Несмотря на то, что кредитор получает прибыль от кредита, это не запрещено, поскольку Тора запрещает только проценты, которые поступают непосредственно от заемщика к кредитору, но не те, которые поступают через третью сторону. Интересно, что Мордехай (Бава Мециа, 338) написал от имени Раши, что даже когда еврей занимает деньги под процент у другого еврея, если все делается через посредника, то это не запрещено, ведь Тора запретила только «процент, непосредственно поступающий от заемщика к кредитору». Тем не менее, многие спорят с этим разрешением, и Рабби Йосеф Каро (Бет Йосеф, Йоре Деа, 160) предположил, что Раши такого никогда не разрешал, и какой-то ошибающийся студент написал это от имени Раши (есть еще несколько примеров, когда Р. Йосеф Каро считал, что определенный «псак» - это ошибка студента, см. например Бет Йосеф к Эвен Аэзер, 21). Тем не менее, Рема (Йоре Деа 160:16) приводит слова Мордехая от имени Раши, но пишет (от имени Махарика, 17), что это разрешение относится, только если заем устный, но не если была сделана долговая расписка.

(Бава Мециа 71а): Рабби Йосе говорит: Смотрите на слепоту в глазах тех, кто дает деньги в долг под проценты. Если человек публично называет другого злодеем, тот оскорбляется и преследует его во всех аспектах его жизни, потому что он назвал его этим позорным именем. А те, кто дают взаймы под проценты, приводят свидетелей и писца и перо и чернила, и пишут и подписывают документ, который свидетельствует: Такой-то отрицает существование Б-га Израилева (сам факт того, что то, что он давал взаймы с процентами вопреки Торе, равносильно отрицанию существования Б-га). Рабби Шимон бен Элазар говорит: О том, кто имеет деньги и дает их взаймы без процентов, в стихе говорится (Псалмы 15:5): «Тот, кто деньги свои не дает в рост, и взятки против невинного не принимает, делающий так не пошатнется никогда». Из этого утверждения можно вывести и обратное: всякий, кто ссужает свои деньги другим под проценты, его финансовое положение рушится. Талмуд спрашивает: но мы же видим людей, которые не дают денег в долг под проценты, и бывает, что их имущество тоже разрушается? Рабби Элазар отвечает: Разница все же есть: те, кто не дает денег в долг под проценты, терпят крах, но затем в конечном итоге поднимаются, а те, кто дают взаймы под проценты, терпят крах и больше не поднимаются.

Какой закон, если нееврей занял деньги под процент, и перешел в Иудаизм?

Талмуд (Бава Мециа 72а) учит: если еврей взял деньги под проценты у нееврея, и кредитор подвел итог процентов (т. е. он добавил сумму процентов к основной сумме и объединил ее в единый долг), а потом нееврей перешел в Иудаизм, он может получить от заемщика основную сумму долга, а также проценты. Но если он оформил процент после того, как сделал гиюр, он может получить основную сумму, но не может получить проценты. И так же в случае, когда нееврей взял деньги под проценты у еврея, и еврей установил подвел итог до того, как нееврей перешел в Иудаизм, то еврей может получить и основную сумму и проценты. Но если он подвел итог после того, нееврей сделал гиюр, еврей может требовать только основную сумму, но не проценты. А Рабби Йосе говорит: даже в последнем случае, еврейский кредитор может получить как основную сумму долга, так и проценты, и так следует Халаха. Рава объясняет, на чем обосновано мнение рабби Йосе: чтобы люди не говорили: «Этот человек сделал гиюр из-за чтобы не платить процентов».

Предыдущая глава