Талмудический
Винегрет.
Глава Хаазину.
Талмуд, Бава
Батра 96-102.
Лехацалат Шевуим и Лерефуа
Шлема всех на
Святой Земле.
После Песни Хаазину, Моше
сообщает
нашему
народу (Деварим
32:46): «Обратите
сердца ваши
ко всем
словам, которыми
я
свидетельствую
вам сегодня,
чтобы вы
заповедали
своим сынам исполнять
все слова
этой Торы».
Какое отношение
соблюдение
всей Торы
имеет к Песне
Хаазину?
Простой
смысл, что
песнь не раз
повторяет о важности
соблюдения
заповедей, и
наказании за
их
несоблюдение.
Но вдобавок
эта песнь
подсказывает
всю Тору (см. Адерет Элияху),
поэтому ее
внимательное
изучение
приведет к
соблюдению
заповедей.
Дальше Моше
продолжает (Деварим 32:47):
«Ибо это вам
не слово
пустое ìÉà ãÈáÈø øÅ÷ äåÌà îÄëÌÆí,
но это жизнь
ваша, и этим
вы продлите
ваши дни на
земле …». Что
учат Хазаль
из слов ìÉà ãÈáÈø øÅ÷ äåÌà îÄëÌÆí – это для
вас не
пустое слово?
Наши
мудрецы учат
(Иерусалимский
Талмуд, Пеа
1:1): это не
пустое слово для
вас – в
смысле, если
вам кажется
какое-то
учение пустым
– это из-за вас
самих, т.к. вы
недостаточно
углубились в
изучение и
понимание
Торы (см. также Раши).
Если
виноград уже
выжали, а
потом из
остатков
сделали
второсортное
вино, какое
благословение
делают на
такое вино?
В нашей сугие
(Бава Батра
96б)
приводятся
разные
мнения насчет
того, сколько
должно быть
вина, чтобы оно
сохранило
свою броху
Боре При Агефен.
Рава так
объясняет
этот диспут:
Все согласны,
что если
выльют три
кувшина воды
на виноградные
выжимки, а
после
удаления
выжимок, объём
полученного
напитка
составит
четыре
кувшина, то
этот напиток
считается
вином (т.е.
если
четверть
полученного
напитка состоит
из сока,
который
содержался в
выжимках, этого
соотношения
достаточно,
чтобы напиток
в целом
считался
вином). А если
объем полученного
напитка
составил
всего три кувшина,
то это не
считается
вином. А
диспут относится
к случаю,
когда объем
полученного
напитка
составил три
с половиной
кувшина. Первое
мнение
считает, что
три кувшина
воды были
поглощены
выжимками, а
затем те же
три кувшина
воды
просочились
из выжимок;
поэтому
остается
половина
кувшина
чистого вина,
разбавленная
в
пропорции
шесть к одному
(т. е. смесь
слишком
слаба, чтобы
считаться
вином). И по
второму
мнению, три
кувшина воды
были
поглощены
выжимкой, но
только два с
половиной
кувшина воды
вытекли из выжимки,
а значит один
кувшин
полученного
напитка – это
чистое вино,
которое
составляет
пропорцию
одного к двум
с половиной
воды, и это считается
вином. Халаха
следует
первому
мнению.
А в каких
случаях
разбавленное
вино все еще
считается
вином?
Из
вышесказанного
видно, что
вино, которое
разбавили
водой в три
раза большей,
все еще
считается
вином. Более
того, в те
времена, вино
обязательно
разбавляли, и
как говорит
Рава: Любое
вино, которое
не содержит
трех частей
воды на одну часть
чистого вина,
не считается
вином
(поскольку
оно
чрезмерно
крепкое). Тем
не менее, в
наше время
вино (и тем
более виноградный
сок), не такое
сильное, и
его не принято
разбавлять, и
если
разбавили в
такой пропорции,
то его
благословение
будет Шехаколь.
Максимум в
наше время
разрешают
разбавлять
вино так, что
воды меньше
вина.
Можно ли
делать Кидуш
на белое
вино?
Дальше в нашей
сугие (Бава Батра
97б)
обсуждается
вопрос
белого вина. Рамбан
интерпретирует
нашу сугию,
что белое
вино не
годится для Кидуша (и
тем более для
четырех
стаканов в Песах). Шулхан
Арух (Орах
Хаим 272:4) приводит,
в том числе мнение
Рамбана,
но основная
Халаха
не следует
этому мнению.
Более того, в
некоторых
местах, где неевреи
верили, что
евреи
используют
кровь Христиан
в Песах,
раввины
советовали
использовать
только белое
вино в
Пасхальный Седер,
чтобы не
давать
поводы для
слухов, что
там у нас не
вино, а кровь
(см. Кицур Шулхан Арух 118:1).
Какой
величины во
время Хазаль
строили
маленький
дом?
Мишна (бава
Батра 98б)
учит: Если
продают
участок
земли для дома
для
новобрачных, …
и аналогично
подрядчик,
который
строит дом
для
новобрачных,
он должен
построить
здание
размером не
менее
четырех
локтей на шесть
локтей (2
метра на три
метра) – это
утверждение
рабби Акивы.
А Рабби Ишмаэль
говорит:
такая будка —
это хлев, а
дом для новобрачных
должен быть
не менее
шести локтей
на восемь
локтей. Как
видите, жилая
площадь в те
времена была
довольно маленькой.
Дальше Мишна
объясняет,
что дом в
десять на
десять локтей
считался
дворцом! Зато
высота в те
времена была
больше чем
сегодня, а
именно, как
учит дальше Мишна,
высота по
умолчанию –
это среднее
арифметическое
между длиной
и шириной
(как было в Храме).
В нашей сугие
снова
приводятся
поучения Бен
Сиры. Как мы уже
писали, Йехошуа
бен Сира
жил в период
Второго
Храма, и
написал
книгу
подобную Мишле
(Притчам
Шеломо) и
Экклезиасту.
Некоторые из
мудрецов
относились к
его книге,
почти как к
части
канонизированных
Кетувим,
но в
результате
эту книгу не
канонизировали,
т.к. он жил уже
после
Библейского
периода. В
последствии,
оригинал его
книги было
потерян для
нас, и долгое
время
сохранялись
только ее
переводы у неевреев
(позже
оригинал был
найден в генизе).
В нашей сугие (98б)
приводятся
следующие
учения Бен
Сиры: Я взвесил
все на чаше
весов и не
нашел ничего хуже
отрубей; но
хуже отрубей
— зять, живущий
в доме тестя;
и хуже зятя —
гость, который
приводит
гостя; и хуже
гостя — тот,
кто отвечает
на вопрос,
прежде чем
выслушает,
как сказано:
«Кто дает
ответ, прежде
чем выслушает
– это
глупость его
и позор» (Мишле
18:13). Талмуд
приводит это
в контексте
домика для
новобрачных,
который
заказывает
отец жениха,
а не отец
невесты.
Отсюда видно,
что не
принято зятю
жить с тестем
(в том числе,
чтобы у него
не возникли
слишком близкие
отношения с
тещей, см. Кидушин
12б, но см. Тосафот,
что в их
время было
принято, что
молодые люди
жили в доме
тестя).
Согласно
Талмуду,
Ковчег и Керувим
не занимали
места в
Святой
Святых
(видимо, они
не
находились в
нашем
измерении
пространства).
Что такое «маамад умошав»
после
похорон, и
как именно
делали эту
процедуру?
Во время Хазаль
было принято
во время
похорон
делать процедуру,
называемую «маамад умошав»
(вставать и
садиться).
Обычно это
делали не менее
семи раз, как
учит здесь Гемара (Бава Батра
100б) супротив
семи
упоминаний
«суеты» äáì
в Кохелете
(1:2): «Суета сует,
говорит Кохелет;
суета сует,
все суета» (см.
ГР“А к Кохелет
1:2, что эти семь
сует
соответствуют
семи рубежам
человеческой
жизни от 20 до 80
лет). Из нашей сугии
выглядит, что
это делали,
возвращаясь
с погребения,
но из Раши
(Мегила
23б) явствует,
что эту процедуру
делали, когда
несли тело на
кладбище. Скорбящие
каждый раз
останавливались,
пройдя небольшое
расстояние, и
садились,
чтобы
оплакать
потерю
усопшего.
Затем они
вставали и
продолжали
идти
некоторое
время, а
затем повторяли
процедуру. В
наше время
тоже в
некоторых
местах
делают эту
процедуру, причем
обычно еще до
погребения,
когда несут
мертвое тело
(см. Нитей
Гавриэль, Авелут
74:19, что в
Иерусалиме
останавливаются
перед каждой
синагогой).