Талмудический
Винегрет.
Глава Аазину,
Талмуд, Бейца
12-18.
Лерефуа
Шлема Шель
Раиса бат
Соня и
Владимир бен Хеня.
Из
какого стиха
в нашей главе
взят обычай во
время
захоронения,
положить в
гроб комочек
земли из
Израиля?
В
Иерусалимском
Талмуде (Килаим
43а, Кетубот
67а)
приводится
мнение
мудреца, что
не стоит умерших
вне Израиля
привозить
хоронить на
Святой Земле.
«Во время
жизни они не
проживали в
Израиле, а
теперь после
смерти они
привозят свои
тела, которые
переносят
нечистоту, на
Святую
Землю!» На это
другой
мудрец
ответил:
смотри (как
они любят Святую
Землю), когда
гроб
привозят
сюда, они
берут комок
земли и
кладут на
гроб, говоря (Деварим 32:43):
«и
умиротворит
Он Свою землю
и Свой народ» (åÀëÄôÌÆø àÇãÀîÈúåÉ òÇîÌåÉ).
А
каким стихом
из нашей
главы
начинается
молитва у
кладбища при
похоронах?
Молитва
Цидук Адин
(признание
суда)
начинается
со стиха (Деварим
32:4): äÇöÌåÌø úÌÈîÄéí ôÌÈòÃìåÉ
ëÌÄé ëÈì ãÌÀøÈëÈéå îÄùÑÀôÌÈè àÅì àÁîåÌðÈä åÀàÅéï òÈåÆì öÇãÌÄé÷ åÀéÈùÑÈø äåÌà «Твердыня,
совершенно
Его деяние,
ибо все пути
Его
правосудны;
Б-г верный, и
нет
беззакония,
Праведен, и
Прямой Он».
Из
какого стиха
в нашей главе
учится, что
если нам
кажется
какое-то
учение
пустым, то это
лишь из-за
нашего
недопонимания?
После
песни Аазину,
Моше
сказал (Деварим
32:47): «Ибо это вам
не слово
пустое, но
это жизнь
ваша, и этим
продлите вы
дни на земле …» Наши
мудрецы учат
из слов ìÉà ãÈáÈø øÅ÷ äåÌà îÄëÌÆí «это
вам не
пустое
слово», что
если кажется
какое-то учение
пустым, то
это только
«для вас» оно
пустое, в
смысле, наше
понимание
недостаточное
(Берешит Рабба 1:14, 22:2, 53:16).
Можно
ли в Йом Тов
нести на
улице связку
ключей, если
часть из них
в праздник не
понадобятся?
По
многим
мнениям это
запрещено
(см. Мишне Халахот 7:76,
но см. Тшувот
Веханхагот
1:348; вообще даже
ключи от
двери не по
все мнениям
можно носить
по улице, см. Мишна Берура
518:6). В Йом Тов
можно
выносить на
улицу только
то, что может
пригодиться
в сам
праздник.
Также в детской
коляске
обычно
множество
вещей, которые
не
понадобятся
в Йом Тов,
и если
вывозят
ребенка,
следует
убрать все
ненужное.
Можно
ли в Йом Тов
перенести по
улице Шофар,
чтобы
трубить в
него для
женщин?
На
этот счет
есть диспут
(см. Шааре Тшува 589:1 от
имени Шаагат
Арье, Шулхан
Арух Арав
589:2, см. также
Писке Тшувот
518:4), и обычай
быть мягким.
Можно
ли в Йом Тов
носить по
улице Лулав
после того,
как его уже
использовали?
Существует
концепция «хитиру
софам мишум
тхилатам»
- конец
разрешили
из-за начала: если
не разрешить
человеку
вернуть Лулав
домой, то он
его и не
понесет в
синагогу.
Поэтому если
негде в
синагоге
оставить Лулав
и остальные
четыре
растения, их разрешается
вернуть домой
после
использования.
Можно
ли посылать другу
в Йом Тов одежду
из шатнеза?
Мишна (Бейца 14б)
разрешает посылать
в Йом Тов
одежду из шатнеза,
но Талмуд
поясняет, что
это
относится
только к
такой одежде,
которая
очень
твердая, и на
которой
сидят. Так
как на
твердом
материале из шатнеза
можно сидеть,
то можно и
посылать его
в подарок в Йом Тов
и нести по
улице. По
отношению к
обычной
одежде из Шатнеза,
Шулхан Арух
приводит в
законах
Субботы (308:47) диспут,
считается ли
она мукцей,
и Ахроним
постановили
как строгое
мнение, поэтому
даже двигать
такую одежду
в Субботу и
праздники
нельзя.
Почему
можно
посылать в Йом Тов
Тефилин
в подарок
другу? А
разве Тефилин
не является мукцей?
Талмуд
(Бейца 15а)
сообщает, что
можно в
праздник посылать
в подарок Тефилин.
Причина в
том, что
такой
подарок
доставляет
большую
радость, и
считается «симхат Йом Тов»
(см. Мишна Берура 516:12).
Видимо
отсюда
следует, что Тефилин
не является мукцей
(см.
также Рема 308:4
и ГР”А и Мишна Берура
к этому
месту).
(Бейца
16а): Все
пропитание,
которое
человек
заработает в
течение года,
решается от Рош Ашаны
до Йом Кипура,
кроме его
трат на
Субботу, Йом
Тов
и обучение
детей. В
отношении
этих денег, если
он экономит,
то и получит
меньше [с
Небес], а если
он потратит
больше, то и
Всевышний ему
даст больше! (Раши
пишет, что отсюда
следует, что
не следует
много тратить
на будничные
вещи, вдруг
человеку в этом
году не «записано»
много, и он
сразу все
потратит.)
Когда Шамай
находил
хорошее
животное, он
закупал его и
оставлял для
Субботы. Если
потом он
находил еще
более хорошее,
он съедал
первое, а
второе
оставлял для Шаббата.
Таким
образом, он
всегда ел
ради Субботы.
Но Хилел
так не делал,
а полагался,
что Всевышний
ему даст
найти
хорошее животное
ближе к
Субботе (Бейца
16а).