Талмудический Винегрет. Глава Эмор, Талмуд, Сота 32-38.

 

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Если дочь коэна была замужем не за коэном, и потом развелась (или муж умер), и у них нет детей, она снова ест Труму, как сказано (Вайикра 22:13): «И дочь священнослужителя, если станет вдовой или разведенной, и потомства нет у нее, то возвратится она в дом отца своего, как в юности своей, от хлеба отца своего будет есть». А в каком случае разведенная дочь коэна (или вдова) не может есть Труму, хотя она не нарушала никаких запретов?

Если дочь коэна вышла замуж за «Халала», то она уже никогда не сможет есть Труму, хотя ей не запрещено выходить замуж за «Халала». («Халал» - это ребенок от связи коэна с женщиной, которая ему запрещена, например с разведенной; такой «Халал» считается как обычный еврей, который не коэн, и он может жениться на любой еврейке, но его семья полностью отчуждается от коэнов, т.е. его вдова или дочь не могут выходить замуж за коэнов).   

К каким животным относится запрет (Вайикра 22:28) «не закалывать родителя и детеныша в один день?»

Этот запрет относится только к домашним животным. Запрет относится к маме животного, но есть неуверенность, относится ли этот запрет к отцу животного (хотя обычно в любом случае отец не известен). Поэтому если отец известен, то его тоже не режут в один день с детенышем.

А что считается «одним днем» для этого закона?

«Один день», как обычно в Торе имеется в виду не «сутки», а день с вечера до вечера. Поэтому, если до захода солнца зарезали корову, после выхода звезд можно зарезать теленка, и наоборот. Но если будут резать одного из них в Бен Ашмашот (сумерки), то нельзя резать второго ни в предыдущий день, ни на следующий, так как мы не уверенны, считается ли Бен Ашмашот частью предыдущего дня или следующего.

Почему в Торе сказано про Шаббат (Вайкра 23:3) «Суббота Всевышнему áÌÀëÉì îåÉùÑÀáÉúÅéëÆí во всех поселениях ваших

Существует много объяснений этого, но простой смысл (см. Ознайим ЛеТора) видимо в том, что в разных местах Суббота наступает и заканчивается в разное время, и везде нужно соблюдать согласно местному времени. (Кстати, интересное отверждение приводится в Трактате Шаббат, 118б: Р. Йоси говорит, что он хотел бы начинать Субботу с жителями Тиберии, а кончать с жителями Ципори; Раши объясняет, что Тиберия в долине, и они раньше начинают Шаббат, а Ципори на горе, и там позже заканчивают Шаббат).

Обычно община приносит только два типа приношений: Хатаат и Ола. А какое уникальное приношение общины описано в нашей главе?

В нашей главе упомянуты единственные «Шалмей Цибур» (Мирные жертвы общины). Интересно, что в отличие от обычных Шеламим индивидуума, Шеламим общины во многом напоминают жертву Ашам (и так эти два вида жертв помещены в одну Мишну в Переке «Эйзеху Мекоман Шель Зевахим», который мы повторяем в начале утренней молитвы: Зивхей Шалмей Цибур Веашамот). И общинные Шеламим, и Ашамот едят только коэны и только один день, в то время как обычные Шеламим едят все, и в течение двух дней.

По отношению к чему Тора использует выражение «Шаббат Шаббатон» (Суббота Суббот)?

Тора использует это выражение несколько раз по отношению к Субботе, а также дважды по отношению к Йом Кипуру (Вайкра 16:31, 23:32), и по отношению к Году Шмиты (Вайикра 25:4).

В отношении самых строгих грехов, Тора предписывает наказание Карет (всего Талмуд насчитывает 36 таких грехов, см. первую Мишну в Трактате Критот). А о каком Карете в нашей главе написано более подробно, что это за наказание?

В случае Карета за нарушение Йом Кипура, Тора использует в нашей главе уникальное выражение (Вайикра 23:30): åÀäÇàÂáÇãÀúÌÄé àÆú äÇðÌÆôÆùÑ äÇäÄåà îÄ÷ÌÆøÆá òÇîÌÈäÌ  «истреблю Я ту душу из среды народа ее» (см. Раши от имени Хазаль).

Какие молитвы можно читать на любом языке, а какие только на иврите?

На 32-ой странице Трактата Сота начинается длинный Перек с множеством законов, которые относятся к нам сегодня. Так как отрывок Соты (то, что коэн сообщает женщине, которую подозревают в супружеской измене) можно говорить на любом языке, то заодно обсуждаются другие процедуры и молитвы, которые можно говорить на любом языке, а также те, которые можно говорить только на Святом Языке. В принципе, все молитвы и благословения можно произносить на любом языке, кроме Благословения Коэнов (позже Талмуд будет заодно обсуждать множество законов Биркат Коханим). Тем не менее, многие молитвы трудно правильно перевести, и в особенности Шма, где есть немало уникальных слов, которые невозможно перевести на другой язык (например, «Тотафот»). Поэтому лучший совет для тех, кто не знает иврита, читать молитвы по транслитерации (многие Сидуры имеют транслитерацию молитв русскими буквами).

В чем ошибался царь Давид, когда ему нужно было перевести Святой Ковчег в Иерусалим?

Согласно Талмуду (Сота 35а), когда Давид назвал Законы Торы «песнями» - æÀîÄøåÉú (Техилим 119:54), то Всевышний зачел ему это за легкомыслие, и сказал, что он еще ошибется в законе, который знают даже дети. И действительно, хотя хорошо известно, что Арон (Святой Ковчег) должны нести на плечах Левиты, Давид решил перевезти его в Иерусалим на новой телеге. (Тем не менее, ГР”А пытается объяснить логику Давида тем, что он считал, что в его поколении Левиты уже не на таком уровне, как наш народ был в пустыне, и поэтому не заслуживают носить ковчег на плечах).

Раз Мишна обсуждала, что благословение коэнов можно делать только на Святом Языке, то Талмуд (Сота 38-39) описывает заодно множество законов Брохи Коэнов, в том числе следующие:

- Благословение Коэнов делается стоя (хотя по многим мнениям слушающие броху могут сидеть, но обычай, что и они стоят).

- Коэны должны поднимать руки на уровень плеч (если коэн не может поднять руки, то он не выходит делать благословение, и лучше, чтобы он вышел из зала синагоги, до того, как пришло время коэнам, выходить вперед).

- Слушающие броху стоят лицом к коэнам (а не как некоторые, которые отворачиваются от коэнов во время благословения).

- Коэны выходят вперед синагоги, когда Хазан доходит до благословения «Реце».

- Если единственный коэн – это Хазан, он поворачивается и благословляет народ, если уверен, что не запутается, и сможет потом закончить Шмоне Эсре.

- Только те, кто находятся перед коэнами, или сбоку от них, включаются в благословение, (а значит те, кто находятся впереди синагоги, за спиной коэнов, должны отойти назад). Но если человек находится перед коэнами, даже за железной стеной, он включается в благословение!

Предыдущая глава