Талмудический
Винегрет.
Глава Эмор,
Талмуд, Йома
14-20.
Лерефуа
Шлема Шель
Раиса бат
Соня и
Владимир бен Хеня.
Может
ли коэн
жениться на
своей бывшей
жене, с
которой он до
этого
развелся?
Нет.
Возможно
поэтому Тора
подчеркивает,
что коэну
запрещена
женщина,
которая
разведена от
мужа, т.е. даже
собственному
мужу она
теперь запрещена
(см. также
другие
объяснения
этих слов в
комментариях
Раши, Хизкуни,
Актав Веакабала
к Вайикра
21:7).
На
чем основан
обычай вызывать
коэна к
Торе первым?
Тора
говорит (Вайикра
21:8): «Векидашто»
(освещай его),
и отсюда
учится (Гитин
59б), что коэн
получает
различные
привилегии,
например, делать
первое
благословение.
На самом деле,
есть мнение,
что причина,
почему коэна
вызывает
первым – это
раввинское
постановление
из-за поддержания
мира. Ведь
обычно в
синагогах
немного коэнов,
и тогда
меньше
раздоров, а
если бы не
это постановление,
то все члены
синагоги
спорили бы о
том, кто
будет читать
первым.
Поэтому если
в синагоге
наоборот все
кроме одного коэны, то Йисраэлю
дают первую алию (см. Йерушалми,
Гитин 32б, Шулхан
Арух, Орах
Хаим 135:12, но см.
Каф Ахаим
135:69).
Какие
заповеди,
описанные в
начале нашей
главы по
отношению к коэнам, на
самом деле
относятся ко
всем евреям?
Запреты
бриться
(лезвием),
вырывать
волосы и
делать
надрезы на
коже в знак
скорби по
мертвому (21:5), и
есть трефное
и невейлу
(22:8), хотя они
написаны в
нашей главе
по отношению
к коэнам,
в других
местах
описываются
по отношению ко
всем евреям.
Сколько
всего есть
дней в году,
кроме Суббот,
когда из Торы
нельзя работать?
Всего
есть 7
Библейских
дней Йом Това,
причем шесть
из них можно
делать
работу для
приготовлении
пищи (первый
и последний день
Песаха, Шавуот, Рош Ашана, Суккот, Шмини Ацерет),
а в один день (Йом Кипур) любая
работа
запрещена,
как в Шаббат.
Это подсказано
стихом: Шесть
дней делай
работу, а в
седьмой –
отдыхай (ГР”А).
В
Главе Трума
был описан
стол, на
котором
должны
стоять хлеба
перед
Всевышним. А
где Тора
упоминает, когда
именно
ставили эти
хлеба?
Законы
«лехем апаним»
описаны в
нашей главе (24:5-9).
Согласно Рокеаху,
после всех
праздников
Тора хотела
подсказать будущие Хануку и Пурим, и
поэтому
здесь
описана Менора
(Ханука) и
Хлеб (Трапеза
Пурима).
(Заметим, что
согласно
некоторым Мидрашам,
описание
хлеба
связано с
историей про
сына
египтянина и
еврейки,
описанной
после этого,
см. Раши 24:10.)
В
нашей главе
описывается
эпизод про
человека,
который
проклял
Творца и был
предан смерти.
А какое
наказание
получает
проклинающий,
если он не
упомянул
Главное
Четырехбуквенное
Имя
Всевышнего?
Хазаль считают,
что
проклинающий
заслуживает
смерти, только
если он
проклял одно
Имя
Всевышнего
другим Его
Именем, но во
всех
остальных
случаях, хотя
проклинающий
конечно
совершил жуткий
грех, но
смерти его не
предают. Что
касается
вопроса,
какие именно
Имена при
этом использовались,
согласно Рамбаму,
наказание
смерти
положено
только за
проклятие
Имени А-Д-Н-Й
или Главного
Четырехбуквенного
Имени, одним
из Семи
Основных
Нестираемых
Имен: Э-ль, Элоким, Ша-дай, и
т.д. (Рамбам,
Законы
запрета
идолопоклонства
2:7, но см. в Кесеф
Мишнэ
другие
мнения).
Талмуд
(Йома 15б)
учит: всегда,
когда
поворачиваешься,
поворачивайся
направо. А
что это
означает в случае,
когда нужно
повернуться
вокруг собственной
оси?
Когда
обходишь
что-то,
сначала
поворачиваются
направо, и
обходят
справа, (и
потом, против
часовой
стрелки). По
этой причине,
когда
выносят
свиток Торы,
Биму обходят
справа. Также
в Суккот,
и в Симхат
Тору, Биму
обходят
справа по
кругу, и сама
Бима
находится
слева от обходящих.
Но когда
человеку
нужно
повернуться
вокруг
собственной
оси
(например, в
конце Леха Доди,
когда
принимают Шаббат,
или когда
трясут Лулав
в четырех
направлениях,
или когда
поднимают
свиток Торы),
то есть
диспут, что
считается
«направо» -
через правое
плечо (т.е. по
часовой
стрелке) или
наоборот (см. Левуш к концу
главы 676, см.
подробное
обсуждение в
Книге Минхаг
Йисраэль
Тора 134:1).
Талмуд
нам сообщает,
что у низа
жертвенника
отсутствовал
один из
углов. Какой
и почему?
Талмуд
учит (Йома
15б) что у
юго-восточного
края
жертвенника
не было «Йесод»
(бордюра). Причина
в том, что
весь
жертвенник
должен был быть
на
территории
Биньямина, а юго-восточный
край
находился
как раз на
границе с Йехудой,
и если бы там
был угол, он
бы находился
на территории
Йехуды (Зевахим
53б).
Кто
автор
трактата Мидот
в Мишне?
Талмуд
(Йома 16а)
сообщает нам,
что автор
трактата Мидот
- Рабби Элиэер
бен Яков.
Вообще
существовало
два мудреца Мишны с
этим именем,
и здесь
имеется в
виду более ранний
из них: он
упоминается
не часто, но халаха
всегда
следует ему (Эйрувин
62б).
Как
развлекали
Первосвященника
в ночь Йом
Кипура,
чтобы он не
заснул?
Первосвященнику
читали из
Библейских
Книг, причем
выбирали
более
«увлекательные»
книги, как
например
Книгу Эзры
и Даниэля (см. Мишну, Йома
1:6).
Какие
виды пищи не
едят перед Йом Кипуром?
Коэн
Гадолю
не давали
есть виды
пищи, которые
могли
способствовать
семяизвержению
(Йома 18),
например,
жирное мясо,
яйца, сладкие
фрукты,
чеснок, а
также
молочную
пищу, и вино.
Также Шулхан
Арух (Орах
Хаим 608:4)
советует
обычному
человеку, не
есть подобные
виды пищи перед
Йом Кипуром,
а также все,
что
«разгорячает
тело»
(например,
пищу,
содержащую
множество
приправ).
Вообще перед Йом Кипуром
едят легкую
пищу, и не
следует пить
алкогольные
напитки.
Можно
ли
прерываться
или
жестикулировать
во время
чтения Шма?
По
букве закона
нельзя
делать жесты
только во
время чтения
первого
параграфа Шма (Йома
19б), но Мишна
Берура (63:18)
не
рекомендует
поступать
так и во
время чтения
второго
параграфа. А
в отношении
«разговоров»
во время Шма,
законы
чтения
первого и
второго
параграфа одинаковые
(см. Шулхан
Арух, Орах
Хаим 66).
В
каких
случаях
запрещено
говорить «сихат
хулин»
(пустые
разговоры)?
В нашей сугие
(Йома 19б)
упоминается
«запрет» на «сихат хулин».
Казалось бы,
запрещено
говорить на
любые темы,
не
относящиеся
к Торе или Мицве,
и не нужные
для
пропитания и
т.п.
Разумеется,
трудно
представить
себе, что
действительно
существует
такой запрет.
И на самом
деле Раши
объясняет,
что под
словами «сихат
хулин»
здесь
имеется в
виду
легкомысленные
и подобные
речи (см.
также Меири
к нашей сугие
и разные
объяснения в
Книге Минхаг
Йисраэль
Тора 155:11, но от
имени Рабби
Хаима из Воложина
действительно
приводят, что
есть запрет на
любые пустые
разговоры).
Не исключено
что вообще
речь идет не
о настоящем
запрете, но
просто нежелательно
тратить время
на пустые
разговоры
(например,
про политику).
Нередко
пустые
разговоры
также
приводят к
по-настоящему
запрещенным
словам: лашон
ара, лейцанут,
и т.п. В
особенности
мудрецам
Торы нужно следить
за собой,
чтобы не
говорить «сихат
хулин» (и
так говорит
Талмуд про Р. Йонахаха
бен Закая,
см. Сукка
28а).