Талмудический Винегрет. Глава Хукат. Талмуд, Бава Батра 12-18.

 

Лехацалат Шевуим и Лерефуа Шлема всех на Святой Земле.

В начале нашей главы описывается «красная корова», пепел которой использовался для очищения тех, кто вступал в контакт с мертвым телом. А какой именно контакт требовал подобное очищение?

Существует три вида контакта с мертвым телом: касание, «маса» (поднимание, включая передвижение) и «шатер». В случае прямого касания мертвого человеческого тела, коснувшийся становится нечистым на семь дней, и для очищения требуется прыскать воду с пеплом красной коровы на третий и седьмой день. Такое же очищение требуется, если подняли или подвинули мертвое тело, даже не прикасаясь, или если были в одном «шатре» (помещении или под одной крышей  с мертвецом, а также над или под мертвым телом). В случаях частей мертвого тела, бывает, что нечистота переносится только некоторыми из этих способов (например, в случае косточки, только касанием или передвижением). Заметим, что существуют случаи, когда человек становится нечистым на семь дней даже без прямого контакта (например, если коснулся предмета, который касается мертвого, хотя по некоторым мнениям это относится только к металлическому предмету). В наше время, мы все считаемся ритуально нечистыми, т.к. все мы бывали на кладбище, или в зданиях с мертвыми.

Интересно, что Хафтара данной главы одинаковая у всех общин. Действительно, трудно найти более походящую Хафтору, чем одиннадцатую главу Киги Шофтим, где Йифтах описывает царю Аммона события нашей главы: как Израиль завоевал земли Эморейского царя Сихона, и не воевал с Аммоном.

В каком порядке пишутся пророки и писания?

Талмуд заключает, что можно писать все книги Невиим (Пророков) на одном пергаменте, и все Кетувим (Писания) могут быть записаны вместе. Также можно записать весь Танах на одном манускрипте. Дальше Талмуд (Бава Батра 14б) обсуждает порядок написания книг Танаха. В отношении Невиим (Пророков), их пишут так: Йехошуа, Шофтим (Судьи), Шмуэль, Мелахим, Йирмияху, Йехезкель, Йешаяху, Трей Асар (Двенадцать малых пророков). Гемара спрашивает: Ведь Хошеа (первый из двенадцати малых пророков) был первым из четырех пророков, пророчествовавших в тот период: Хошеа, Йешаяху, Амос и Мика. Соответственно, и книга Хошеи должна предшествовать Йешаяху. Гемара отвечает: Поскольку его пророчество записано вместе с пророчествами последних трех пророков: Хагай, Зехария и Малахи, то и весь свиток Трей Асар пишется последним. Талмуд спрашивает: а почему не написать Хошеа отдельно первым? Если бы Хошеа писали отдельно, этот короткий свиток легко бы потерялся. А почему свиток Йешаяху пишется после Йирмияху и Йехезкеля? Ведь пророк Йешаяху жил до них? Гемара отвечает: Поскольку книга Царств заканчивается разрушением Храма, а книга Йирмияху полностью посвящена пророчествам о разрушении, а книга Йехезкеля начинается с разрушения Храма, но заканчивается утешением и восстановлением Храма, а Йешаяху целиком посвящен утешению, мы пишем разрушение рядом с разрушением, а утешение с утешением. Брайта продолжает: Порядок Писаний таков: Рут, Книга Псалмов, Ийов, Мишле (Притчи), Кохелет (Экклезиаст), Песнь Песней, Эйха (Плач Йирмияху), Даниэль, Свиток Эстер, Эзра и Дивре Аямим. Гемара спрашивает: согласно мнению, что Ийов жил во время Моше, пусть книга Иова предшествует остальным. Талмуд отвечает: Мы не хотим начинать свиток с Книги страданий. Гемара спрашивает: Но книга Рут, которой открываются Кетувим, тоже о страданиях (поскольку описывает трагедии, постигшие семью Элимелеха). Талмуд отвечает: В Книге Рут страдание, которое кончается надеждой и искуплением (см. Тосафот, почему то же самое не говорится про Книгу Йиова).

А кто написал разные Библейские Книги?

Талмуд дальше обсуждает эту тему. Моше написал свою собственную книгу (то есть Тору), и Книгу Билаама, и книгу Иова. (Отсюда выглядит, что Иов жил до Моше или в его время, но ниже Талмуд приводит диспут на этот счет, и есть даже мнение, что Иов жил во время Второго Храма, а насчет Книги Билаама, есть предположения, что это книга до нас не дошла, но возможно имеется в виду отрывок про Билаама в Торе). Йехошуа написал свою книгу и восемь стихов Торы, в которых описывается смерть Моше (позже Талмуд приводит диспут на этот счет). Шмуэль написал свою книгу, Книгу Судей и Книгу Рут (ниже Талмуд приводит, что Книгу Шмуэля после его смерти закончили пророки Гад и Натан). Давид написал книгу Псалмов с помощью десяти старейшин:  Адам, Малки-Цедек, Авраам, Моше, Хейман, Йедутун, Асаф. и трое сыновей Кораха. (Заметим, что согласно нашей сугие, все остальные авторы Техилим жили до Давида, и значит, во время Давида Псалтырь был уже закончен, но согласно Мидрашам Шир Аширим Рабба 4:5 и Кохелет Рабба 7:30, один из авторов Псалмов – Эзра, а значит, Псалтырь был закончен уже после Вавилонского изгнания, см. также предисловие Малбима к Псалмам.) Йирмияху написал свою книгу, а также книгу Царств (Мелахим) и Эйха. Царь Хизкияху и его коллеги написали: Йешаяху, Притчи (см. Мишле 25:1, где упомянуты «люди Хизкияху»), Песнь песней и Экклезиаст (см. объяснение этого странного утверждения у Раши; также возможно имеется в виду, что финальная редакция этих Книг произошла во время Царя Хизкияху). Мудрецы Великого Собрания написали Книги Йехезкеля, Трей Асар, Даниэль и Свиток Эстер (Раши считает, что т.к. эти Книги были созданы вне Израиля, то только после возвращения из изгнания они были канонизированы Мудрецами Великого Собрания; также, возможно, что и здесь имеется в виду финальная редакция). Эзра написал свою книгу и генеалогию Дивре Аямим до своего периода. Это поддерживает Рава, который говорил: Эзра не поднялся из Вавилона в Эрец Йисраэль до тех пор, пока не установил свою собственную генеалогию, и только после этого сделал Алию. А кто завершил книгу (Дивре Аямим, а по некоторым мнениям этот вопрос задан насчет Книги Эзры)? Нехемия, сын Хахалии (Действительно, вторая часть Книги Эзры – это Книга Нехемии, и позже неевреи разделили их на две книги; что касается Книги Дивре Аямим, то, возможно и она была закончена после Эзры, см. также Ибн Эзра к Йешаяху 40:2, см. также Вайикра Рабба 6:6, что небольшое пророчество отца пророка Хошеа было добавлено к Книге Йешаяху).

Предыдущая глава