Талмудический
Винегрет.
Глава Хукат,
Талмуд, Йевамот
118-12, Кетубот
2-3.
Лерефуа
Шлема Шель
Раиса бат
Соня и
Владимир бен Хеня.
Про
красную
корову, из
которой
делают пепел
для очищения
от нечистоты
мертвеца,
Тора говорит
(Бемидбар
19:2): àÂùÑÆø ìÉà òÈìÈä òÈìÆéäÈ
òÉì (на
которой не
было ярма). А
для какой еще
процедуры
используется
телка, на
которой не
было ярма?
Для «эглы
аруфы»:
если был
найден труп
погибшего,
чей убийца
неизвестен,
делается
специальная
процедура с
телкой,
которая «не ходила
в ярме» (см. Деварим
21:1-9).
Слово òÉì
Оль
(ярмо)
написано без Вава. Что
учат отсюда
некоторые
комментаторы?
Талмуд
(Сота 46а)
сообщает нам,
что не только
«ярмо», но и
любая работа
делает
корову
неподходящей
для мицвы
(даже если на
нее положили талит). Что
касается
ярма, если
корову
запрягли в ярмо,
она сразу
стала некошерной
для мицвы,
даже если она
никакой
работы не
сделала. (Заметим,
что в случае «эглы аруфы»
если ее
только
впрягли, она
еще не
становится некошерной
для мицвы,
пока она не
пройдет с ярмом,
как сказано: àÂùÑÆø ìÉà îÈùÑÀëÈä áÌÀòÉì – «которая
еще не ходила
в ярме»). В
комментариях
Тура (см.
также
комментарий Рокеаха) и
в книге «Мидраш
Леках Тов»
(также
называемой Псикта Зутрета)
сказано, что
поэтому
слово Оль
написано без Вава, в
смысле, не
только
настоящее
ярмо, но и
другая
работа (см.
также Минхат
Шай 19:2 и Зоар 180б,
который дает
другое
Кабалистическое
объяснения
написания
этого слова).
Вообще это
объяснение
очень
странно, т.к. и в
других
местах в Торе
слово Оль
пишется без
Вава, (а слово òåì –
это совсем
другое слово,
и читается
как «авель»
- обман).
А где
еще Тора
использует
это слово òÉì?
В
Пятикнижие
это слово
встречается
три раза: в
нашем стихе,
в контексте «эглы аруфы»,
и в упреке в
Главе Ки Таво
(Деварим
28:48) «[враг]
возложит железное
ярмо на шею
твою». В
других
частях Танаха,
это слово не
раз
встречается,
например, в контексте
ярма царя
Навуходоносора.
Иногда это
слово
используется
и в отношении
«ярма»
Всевышнего: (Эйха 3:27) èåÉá ìÇâÌÆáÆø ëÌÄé éÄùÌÒÈà òÉì áÌÄðÀòåÌøÈéå –
«Благо
человеку,
несущему
бремя
(заповедей) в
юности своей»
(также Хазаль
часто
используют
выражения
«Оль Малхут
Шамаим»,
«Оль Мицвот»).
Какая
граница Моава
и Эмореев
упомянута в
нашей главе?
В
нашей главе
упоминается
речка Арнон
(Бемидбар
21:13, 14, 24, 26, 28), которая
находилась в
сегодняшней Иордании
и впадала в
Мертвое Море.
Когда-то она
была
натуральной
границей
территории Сихона и Моава, и
когда евреи
завоевали Сихона,
стала нашей
границей с Моавом (см.
также Йехошуа
12:1-2, 13:9, 16).
Интересно,
что и Хафтора
к нашей главе
однозначно выбрана
всеми
общинами из
Книги Шофтим,
и подходит
идеально, т.к.
в ней Йифтах
описывает
события
нашей главы
после провокации
царя Амона.
Если
муж уехал в
заморскую
страну с его
мамой, и
потом пришли
вести, что
муж умер, нужно
ли его вдове
беспокоиться,
что вдруг у
свекрови
родился сын
(и тогда
вдова не
может выходить
замуж без Халицы)?
Талмуд
(Йевамот
119а) сообщает,
что если
других
братьев у
умершего не
было, мы не
беспокоимся,
что у него родился
брат в
заморской
стране.
Но если
свекровь
была
беременна,
тогда мы должны
беспокоится,
что у нее
родился сын, но,
по мнению Р. Йехошуа, и
в последнем
случае мы не
беспокоимся
(ведь может у
нее был
выкидыш, и
если она
родила, может
быть у нее
дочка).
Талмуд
(Йевамот
120) обсуждает о способах
идентификации
мертвого
тела (чтобы
жена могла
выйти замуж).
Какое
следствие
этих законов
используется
в наше время?
В
Талмуде
обсуждается,
если
невозможно
узнать
умершего по
лицу, можно
ли
полагаться на
редкие «симаны»
- особые
знаки тела?
Что касается
практической
Халахи, Шулхан Арух (Эвен Аэзер 17:32)
постановляет,
что очень
редкого
знака достаточно,
чтобы
идентифицировать
мертвеца
(сегодня
можно
использовать
отпечатки пальцев,
ДНК,
документацию
дантиста и
т.п.)
Что
такое Кетуба?
Кетуба –
это финансовый
документ,
гарантирующий
в случае развода
(или смерти
мужа), что
жене будет выплачена
определенная
сумма денег. Минимальная
Кетуба в
случае
девушки – 200
динаров, а в
случае вдовы –
100 динаров, но
сегодня
обычно пишут
гораздо больше
(у Ашкеназим
пишут 200 «зкуким»
которые
оценивают в
десятки
тысяч долларов).
Вдобавок, Кетуба
включает
всевозможные
«танай кетуба»
условия и
обязательства
муже к
жене.
В
какой день
недели
желательно
жениться?
Первая
мишна в
нашем
Трактате
упоминает,
что девушка
выходила
замуж в
среду, а
вдова в
четверг.
Основная
причина в
том, что если
жена не
окажется
девственницей,
то жених
наутро
пойдет в суд,
который заседал
по
понедельникам
и четвергам
(если она
изменила ему
между Кидушином
и свадьбой,
то она теперь
ему
запрещена).
Что касается
вдовы,
основная
причина была
в том, чтобы
муж с ней
отдохнул три
дня (с
четверга до
Субботы), а не
шел на
следующий
день на работу.
Но есть и
другая
причина,
жениться в эти
дни, и эта
причина
относится и
сегодня: если
первые
отношения в
ночь на четверг,
то это был
день, когда
Всевышний
благословил
рыб, чтобы
они
«плодились и
размножались»,
а если первые
отношения в
ночь на пятницу,
то тогда было
сказано
человеку:
«Плодитесь и
размножайтесь».
Есть
ли какой-то
запрет
жениться в
пятницу? А
что насчет воскресенья?
По
многим
мнениям, в
воскресенье
и в пятницу
не следует
жениться, в
том числе
из-за того,
что это может
привести к
осквернению
Субботы (в
пятницу, если
свадьба
затянется, а
в воскресенье,
если начнут
готовиться к
свадьбе еще
до конца Шаббата,
особенно
если свадьба
назначена на
ночь после
Субботы). Но халаха
следует
мягкому
мнению (см.
Эвен Аэзер
64:3; сегодня
редко
устраивают
свадьбы в
пятницу, но
многие
женятся в
воскресенье,
потому что
это удобно в
странах, где
это официальных
выходной,
хотя некоторые
раввины
видели в этом
«хок акум»
- запрет
копировать
нееврейские
обычаи). Заметим,
что одна из
причин, не
жениться в пятницу
была в том,
что если
невеста не
окажется
девственницей,
то к тому
времени
когда Бет Дин
будет снова
заседать,
жених охладится
и не пойдет в
суд. Но в наше
время т.к. Кидушин
делают прямо
под Хупой,
то женщина не
может стать
запрещенной
мужу, поэтому
мы не
особенно
беспокоимся,
если он
простит ей
большую Кетубу,
хотя она не
девушка (см.
Ран). Одна
из причин,
почему в
старые времена
часто делали
свадьбу в
пятницу, в
том, что
бедные люди
не могли
потратиться
на свадебную
трапезу, а
так ее
совмещали с
Субботней
(см. Мордехай).
А
можно ли
жениться в
Бен Ашмашот
(сумерки)?
Если
не успели
сделать Кидушин
до захода
солнца, Бедиэвед
(после факта)
можно
пожениться в
Бен Ашмашот
(см. Мишна Берура 339:19).