Талмудический
Винегрет.
Глава Хае
Сара. Талмуд, Бава Батра
145-151.
Лехацалат Шевуим и Лерефуа
Шлема всех на
Святой Земле.
После
описания
феноменального совпадения,
Элиэзер
говорит: «И
ныне, если
желаете
содеять милость
и правду с
господином
моим, поведайте
мне; и если
нет,
поведайте
мне, и
поверну я
направо или
налево» (Берешит
24:49). Рав
Авраам Пам
(глава Йешивы
Тора Вадаат)
учил отсюда
важный урок.
Часто бывает,
что молодому
человеку
кажется про
какую-то девушку,
что они
созданы друг
для друга, но
она отвечает
отказом. Он
подолгу не
может оправиться,
или посылает
все новых
людей, пытаясь
ее
переубедить.
Он полагает,
что их шидух
явно «башерт»,
и он даже
представить
себе не
может, что он будет
рассматривать
другие
предложения. И,
тем не менее, Элиэзер,
даже после
явной помощи
Неба,
спокойно сказал,
что если
получит
отказ, он
пойдет искать
другие
варианты. Мы
не знаем на
самом деле,
какой шидух
уготовлен с
Небес, и если
один шидух
не получился,
надо
продолжать
поиски, не оглядываясь
назад.
Тора описывает, что когда Ривка впервые увидела издалека Йицхака, она спросила у Элиэзера: «Кто этот мужчина», и узнав, что это Йицхак, она взяла вуаль и покрыла себе [лицо] (Берешит 24:65). Зачем Тора это описывает?
Пишет Нецив
(Р. Нафтали Цви
Йехуда
Берлин в
комментарии Аэмек Давар),
что Йицхак
сразу
произвел
сильное
впечатление
на Ривку,
и она его
побаивалась.
Поэтому,
когда она услышала,
что это ее
будущий муж,
она прикрыла
лицо от
страха и
стеснения,
считая, что
она недостойна
стать его
женой. С тех
пор страх поселился
в ее сердце, и
ее отношения
с Йицхаком
были не
такие, как у
Сары с
Авраамом и у Рахель с
Яковом,
которые не
стыдились
спорить с мужьями.
Все это
написано, как
введение к
истории в
главе Тольдот,
о том, как Йицхак
и Ривка
разделились
во мнениях
(об Эйсаве),
и Ривка
не нашла в
себе духа
убедить Йицхака,
что она знает
истину, и что Эйсав
лицемерно
притворяется
и обманывает Йицхака. И
на все это
была причина
от
Всевышнего,
чтобы
благословения
попали к
Якову именно
таким
(окольным)
образом.
В книге Мишлей
(15:15) сказано:
«Все дни
убогого
дурны, а у
кого сердце
весело, у
того всегда
пир». Какие
драши
Талмуд
приводит к
этому стиху?
Конечно, и
простой
смысл стиха
верен, но Талмуд
(в нашей сугие Бава
Батра 145б,
а также в Санхедрине
100б)
предлагает
несколько
трактовок
этого стиха
на уровне Мидраша.
«Все дни
убогого
дурны» можно
понять как относящиеся
к знатоку
Талмуда
(который так
трудно
изучать), а
фраза «у кого
сердце весело,
у того всегда
пир»
указывает на
знатока Мишны
(которая
простая и
короткая). Но
Рава считает
наоборот (т.к.
изучая Мишну
без Талмуда
человек
ничего
толком не
поймет, и не
сможет
постановить Халаху, то
«бедняк» - это
как раз
изучающий Мишну.)
Дополнительные
трактовки:
«все дни
убогого
дурны» может
подразумеваться
тот, у которого
плохая жена,
и тогда слова
«у кого
сердце
весело, у того
всегда пир»,
соответственно,
относятся к
тому, у кого
хорошая жена.
«Все дни
убогого дурны»
сказано о
человеке
утонченном и
чересчур
чувствительном,
а фраза «у
кого сердце
весело, у
того всегда
пир» указывает
на того, кто
не
привередлив.
«Все дни убогого
дурны» -
указание на
человека
нетерпеливого,
а «у кого
сердце
весело, у
того всегда пир»
на
терпеливого.
Интересно,
что именно на
этом стихе
Рема
завершает
свои пометки
к «Орах
Хаим», где
описывается,
что лучше
устроить
трапезу, даже
в «малый
Пурим»
(14-ого числа
Первого Адара).
Ахитофель
выбрал
сторону Авшалома
во время его
восстания
против
Давида, и дал
совет Авшалому,
как быстро
убить Давида,
но Авшалом
видимо
пожалел отца
(см.
комментарий Малбима), и
не
последовал
совету Ахитофеля.
Тогда Ахитофель
не стал
дожидаться,
пока Давид
вернется с победой
и предаст его
смерти, а
повесился сам.
В нашей сугие (Бава
Батра 157а),
описываются
советы Ахитофеля
сыновьям,
перед своей
смертью. Ахитофел
дал
наставления
своим
сыновьям
относительно
трех вещей:
не будьте
участниками
спора, не
восставайте
против
царства дома
Давида, и
если
праздник Шавуот
приходится
на ясный
день, сейте
пшеницу (так
как это знак
того, что
урожай
пшеницы будет
процветать). Рав Реувен
Маргулиус
пишет (в Ницуце
Ор к
нашей сугие),
что в
последних
словах на
самом деле
нужно видеть
намек.
Пшеница
намекает на
«мир», как
говорит
Талмуд (Берахот
57а): тот, кто
видит во сне
пшеницу, этот
сон к миру (см.
также
комментарий
ГРА к
этой агаде).
Ахитофель
понимал, что
при жизни
Давид не
простит его, и
члены его
семьи тоже
будут
персонами
нон грата в
царском
дворе. Но,
когда Давид
умер в Шавуот,
самое время
его сыновьям
попытаться
помириться с
новым царем,
т.е. «посеять
пшеницу».
Если
человек при
смерти раздал
все на цедаку,
а потом
выздоровел,
можно ли
передумать?
Как мы учили
много раз в нашем переке,
мудрецы
разрешили
человеку
раздать имущество
перед
смертью, не
делая
транзакцию. Но
если в
результате
он не умер, а
выздоровел,
тогда даже
если была
сделана транзакция,
подарки
возвращаются
назад. Ведь
причина,
почему
человек
отдал все,
что у него
есть в том,
что он был
уверен, что
умирает, и
теперь, раз
он
выздоровел,
транзакция недействительна.
Талмуд (Бава
Батра 148б)
спрашивает: а
что если он
отдал все на
благотворительность
бедным? Может
тогда он
хотел
действительно
сделать мицву
в любом
случае, даже
если потом
выздоровеет?
Или в любом
случае, он
наверняка не
собирался
отдавать все,
если
впоследствии
он не умрет?
Талмуд
отвечает: Тейку
(в смысле,
этот вопрос
остается не
решенным). На
практике, в
случаях ϊιχε
в
отношении
денежных
вопросов, мы
постановляем,
что деньги
остаются там,
где они были.
Этот закон
выходит из
общего
принципа, который
мы не раз
обсуждали: Амоци Мехаверо
Алав Арая
(когда есть
неуверенность,
доказывать
должен тот,
кто хочет
получить, в
противном
случае
деньги
остаются там,
где они были).
Так же и
здесь, если
умирающий
отдал все
бедным, а
потом
выздоровел,
раз закон не
был решен, то
деньги
остаются у хозяина.
Считается
ли свиток
Торы - имуществом
человека?
В нашей сугие (Бава
Батра 151а)
доказывается,
что Тефилин
это
имущество
человека, и
задается
вопрос: а что
насчет
Свитка Торы?
Скажем ли мы,
что
поскольку
его нельзя
продавать, он
не считается
собственностью?
Или, может
быть, раз
можно
продать
Свиток Торы,
чтобы иметь
возможность
изучать Тору
или жениться,
он считается
собственностью?
Здесь тоже
Талмуд заключает:
«Тейку».
Одно из
следствий
нашего
вопроса в
том, что если
человек
сказал перед
смертью, что
отдает все
свое
имущество
кому-то, то Тефилин
включен в
подарок, а
насчет
Свитка Торы
есть
неуверенность.
Как и в
предыдущем
случае, раз
мы не уверены,
Свиток Торы
не отдают, а
значит, его
получат
законные
наследники.