Талмудический Винегрет. Глава Бешалах, Талмуд, Мегила 28-32, Моэд Катан 2-3.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня и Владимир бен Хеня.

Какое из нестираемых Имен Всевышнего впервые встречается в нашей главе, причем дважды?

Существуют определенные Имена Всевышнего нельзя стирать, если они где-либо написаны (см. Йоре Деа 276:9). Некоторые из них встречаются в Торе часто (как например Тетраграмматон – Главное Четырехбуквенное Имя, и Имя Эло-им). Другие Имена встречаются редко, например Имя Э-Е (Я Буду) – уникально (см. Шемот 3:14). А Имя Цева-от (Воинств) вообще не встречается в Пятикнижие, а только в Танахе (впервые оно упоминается в Книге Шмуэля 1:1:3, см. также молитву Ханы, Шмуэль 1:1:11, см. Берахот 31б; заметим, что согласно Р. Йосе, Цева-от вообще не Имя, оно лишь упоминается всегда с Именем Ашем или Элоким – «Б-г Воинств», см. Швуот 35б, см. также Шевет Алеви 9:217). В нашей главе (Шемот 15:2 и 17:16) впервые упоминается Имя é-ä  (Й-а, обычно произносят как «Ка» чтобы не произносить просто так Имя Творца, так же как говорят Элоким вместо Э-лоим).

Какое слово в нашей главе пишут обычно в свитках Торы в начале колонки?

Существует обычай писать шесть слов в Торе в начале колонки (см. Йоре Деа 273:6, см также коллекцию мидрашим рава Айзенштадта, стр. 568 , Ташбец Катан 181 и Кирьят Сефер 2:1). Их знак (симан) базируется на стихе (Техилим 68:5): áé"ä ùî"å (по многим мнениям, первое слово этого знака – это как раз Имя «Ка», а Бет – предлог). Слово äáàéí  «вошедших» в стихе (Шемот 14:28)  «И возвратились воды, и покрыли колесницы и всадников, все войско фараона вошедших за ними в море…» - это третье из данных слов, и оно соответствующее букве Хей в этом симане. Рабейну Бахье (Шемот 14:28) объясняет, что спасение у моря было через Сфиру Малхут, которая здесь подсказана буквой Хей (см. также Рамбан 14:31).

На скольких строчках пишется в свитках Торы Песня у Моря?

В свитках Торы, Шир Шель Ям (Песню у Моря) пишут на 30 строчках (см. Масехет Софрим 12:11, Рамбам, законы написания Торы 8:4).

Почему в этом году будут выносить три свитка Торы в Рош Ходеш Нисан?

В конце Мегилы обсуждаются отрывки Торы и Хафторы, которые принято читать в разные времена, и в том числе четыре особые Субботы (две попадают перед Пуримом, и две после Пурима). В том числе упоминается (Мегила 29б), что если Рош Ходеш Адар попадает на Шаббат, выносят три свитка Торы. и, по тем же причинам, если Рош Ходеш Нисан попадает на Шаббат (как в этом году), выносят три свитка. Из первого читают недельную главу, из второго – отрывок про Субботу и Рош Ходеш (Бемидбар 28:9-15), а из третьего отрывок из главы Бо про Рош Ходеш Первого Месяца (12:1-20). 

Куда нужно смотреть, когда вызванный к Торе делает броху?

Рема (Орах Хаим 139:4) пишет, что во время благословения следует отвернуться от свитка, чтобы люди не подумали, что он читает броху на Тору из самого свитка Торы (но см. Таз). Это рассуждение основано на нашей сугие (Мегила 32а) где приводится мнение, что во время благословения из-за этого следует закрыть Тору, а потом снова открыть. Хотя халаха не следует этому мнению, мы хотя бы отворачиваемся, чтобы не смотреть в свиток во время брохи.

Как еще называется трактат Моэд Катан?

Моэд Катан – малый праздник занимается законами Холь Амоэда. Другое называние трактата «Машкин» (поливают, орошают), как первое слово Трактата (также как Трактат Йом Тов обычно называют Бейца, из-за первого слова Мишны).

Почему этот трактат разрешили изучать Девятого Ава?

Только третью главу Моэд Катан (Элу Мегалхин) можно изучать Девятого Ава (Шулхан Арух 554:2), т.к. в этой главе в основном обсуждаются темы траура.

Кто комментатор этого трактата, напечатанный на месте Раши?

Многие считают, что комментатор, который у нас напечатан на месте Раши – это не Раши. Его стиль сильно отличается от обычного Раши, и во многом его слова не совпадают с тем, что цитируют от имени Раши другие РишонимРаши, который напечатан в изданиях Рифа, а также в Агадах Эйн Яков отличается от нашего комментатора). Попытки найти и восстановить настоящий комментарий Раши были сделаны, и один из таких комментариев напечатан маленькими буквами в издании Талмуда «Артскрол». Что касается того, чьи же комментарии напечатаны в этом трактате на месте Раши, одно из предположений – что это комментарий из школы Рабену Гершома. Получается, в следующих трактатах, возможно, напечатан не Раши: Таанит, Моэд Катан, Недарим, Назир, Хорайот, Меила, Тамид, Авот. Также Раши не закончил комментарии к Баве Батре и Макот. 

Нужно ли в наше время добавлять к Шмите (Тосафот Шевиит) как мы добавляем к Субботе и праздникам?

Нет (см. Моэд Катан 3б, Рамбам, Шмита 3:1).

Предыдущая глава