Талмудический
Винегрет.
Глава Берешит,
Талмуд, Бейца
30-32.
Лерефуа
Шлема Шель
Раиса бат
Соня и
Владимир бен Хеня.
Какие
сыновья
Адама
упомянуты по
имени?
Каин, Хевель
(Авель) и Шет.
(Но книга «Беторато
Шаль Рав Гедалия»
приводит, что
Рав Гедалия
Надель
считал, что Шет был
сыном
другого
«Адама».)
А чьи
дочки
упомянуты в
нашей главе
по имени?
Только
дочь Лемеха – Наама
упомянута по
имени (Берешит
4:22).
Интересно,
что
некоторые
мудрецы учат,
что женщины
могут не
покрывать
волосы ночью.
Откуда
источник
этого мнения?
Один
из
комментаторов
Шулхан Аруха (см. Шай Леморэ
к Эвен Аэзер
21) приводит из Мидраша к
нашей главе (Ялкут Шимони,
27) что одно из
«проклятий» Хавы
состояло в
том, что
женщинам
нужно всегда
закрывать
волосы, кроме
как ночью (åàéðä îâìä øàùä ëé àí
áìéìåú). (Видимо
имеется в
виду, что
ночью, когда
уже темно,
она может не
бояться, что
ее увидят.)
Интересно,
что в Талмуде
(Эйрувин
100б) и в других Мидрашах
этого
«проклятья»
не
приводится,
но вместо этого
приводится,
что женщина
«отращивает
волосы как Лилит» (åîâãìú ùòø ëìéìéú) и
возможно это
и была
оригинальная
версия Мидраша,
которая из-за
ошибки
переписчика
превратилась
в версию в Ялкут
Шимони (ëìéìéú -> áìéìåú, îâãìú -> îâìä).
В нашей
сугие (Бейца 30а)
упоминается
запрет
хлопать (îñô÷éï)
в ладоши в Шаббат.
А где в Торе
используется
такое
выражение? А
в чем причина
данного
запрета?
Про
Балака
Тора говорит:
(Бемидбар
24:10) åÇéÌÄñÀôÌÉ÷ àÆú ëÌÇôÌÈéå (см. Йерушалми
к нашей сугие).
Интересно,
что Раши (Бейца 30а)
объясняет,
что слово îñô÷éï здесь
значит
хлопать
руками о
ногу, и на это
есть тоже
поддержка
(см. Тосафот
Йом Тов) в
стихе
пророка Йирмияху
(31:18): ñÈôÇ÷ÀúÌÄé òÇì éÈøÅêÀ (см. также Тосафот, Моэд
Катан 27б). В
любом случае,
оба стиха
говорят о хлопанье
в знак
расстройства
или скорби, и
действительно
Раши к
трактату Шаббат
(148б) пишет, что
речь идет о
хлопанье в
знак траура.
Но согласно Тосафот (Шаббат 148б,
см. также Рашба
к нашей сугие)
речь идет о
хлопанье в
знак радости
(ведь траур в
праздник
запрещен).
Мудрецы
боялись, что
если
разрешить
хлопать в
ладоши, то
человек,
возможно,
починит и
музыкальный
инструмент, и
сломает
запрет Торы
(некоторые
считают, что в
наше время
этот запрет
не полностью
относится, и
разрешают
хлопать,
например,
когда поют
Субботние
песни, т.к. мы не
разбираемся
в починке
музыкальных
инструментов,
см. Тосафот,
Бейца 30а и
Рема, Орах
Хаим 339:3 и Арух
Ашулхан
339:9).
Нужно
ли упрекать
грешников,
если они все
равно не
будут
слушать?
Из нашей сугии
(Бейца 30а)
выходит, что
если нас не
будут
слушать, то
лучше
промолчать и
не упрекать.
Талмуд заключает,
что это
относится
даже в
случае, когда
ломают
запрет Торы
(но см. Шита
Мекубецет
от имени Ритва
к нашей сугие).
Тем не менее, Шулхан Арух (Орах
Хаим 608:2)
постановляет,
что если
какой-то запрет
открыто
написан в
Письменной
Торе, то мы
обязаны упрекать
и стараться
остановить
нарушителя (см.
также Мишна
Берура и Биур Халаха).
Что касается
сегодняшних
несоблюдающих
евреев, то мы
не обязаны
«упрекать» их
(см. Писке Тшувот
608:2, но,
разумеется,
те, кто могут
на них
повлиять и
«приблизить»
их к Торе,
делают этим колоссальную
мицву).
Является
ли
разрезание
бумаги в Шаббат
запретом
Торы?
В
нашей сугие
(Бейца 32б)
упоминается
запрет
резать
бумагу а Йом Тов.
Казалось бы,
это должно
быть
запрещено из
Торы так же
как
запрещено
разрывать
сшитое. Тем
не менее, Шулхан
Арух Арав
(340:17) считает,
что запрет
«разрывать» (÷åøò) не
относится к
разрыванию
цельного однородного
куска бумаги
или
кожи. Мишна
Берура с
этим спорит,
но и по
мнению
автора Мишна
Беруры
запрет
«разрывания»
относится не
всегда (см. Биур
Халаха, 340).
Заметим, что
даже когда не
относится
запрет
«разрывания»,
может
относиться
запрет «заканчивания
предмета» (îëä áôèéù), а
если режут
согласно
определенному
размеру, то
относится
запрет
разрезать (îçúê).
А
запрещено ли
из Торы
склеить
бумагу или расклеить?
Да (Орах
Хаим 340:14).