Талмудический
Винегрет.
Глава Берешит,
Талмуд,
Трактат Эйрувин стр.
63-70.
Лерефуа Шлема Шель Раиса
бат Соня.
Как мы
уже обещали,
в этом году
наша рассылка
изменяет
формат.
Вопросы,
загадки,
ответы,
цитаты,
шутки,
афоризмы и
поучительные
истории
будут
представлены
вперемешку
на одном
листе.
Основная
тема – страницы
Талмуда из
цикла Даф Йоми (в
течение
следующего
месяца – это
трактат Эйрувин);
второстепенная
тема –
недельная
глава.
Какая из
букв
алфавита
появляется в
Торе позже
всех
остальных?
Последней
появляется в
Торе буква Самех.
Это
единственная
буква,
которой нет в
Маасе Берешит (см. Баал Атурим, Шемот 25:31,
см. также Р. Бахъе, Берешит 2:21),
и впервые Самех встречается
в Торе в
стихе 2:11 в
слове δΗρΜΙαΕα.
Где
описывается
создание
ангелов?
Тора не
описывает
создание
ангелов, как
и все
остальное,
что было
создано в
духовных мирах. Но
в первом
стихе, под
словом небо
подразумевается
создание
всего
духовного.
Из какого
пророка мы
читаем
первые три хафторы?
Обычно все
три первые Хафторы читают
из Йешаяу. Но
в этом году,
хафтора
нашей главы
из Шмуэля,
начиная со
слов «завтра
Рош Ходеш»,
чтобы
напомнить,
что в
воскресенье (и
понедельник) начало
месяца Мархешван.
Что наши
мудрецы
называли
«очень
хорошо» (тов меод?)
Еце Ара,
ангел
смерти, гехином,
и мидат пуранут (качество
наказания) –
все эти вещи
называются
«очень
хорошими»
(см. Берешит Рабба 9:7-11,
существует
множество
объяснений
этого мидраша,
см. например Акеда 6-8,
Ор Тора 21, Р. Менахем Азария, Хикур Дин
2:6, Маор Вашемеш к
нашей главе).
Наши
мудрецы учат
(Эйрувин 63а):
Тот, кто
отдает все
свои подарки
(части от
урожая,
которые
нужно
отдавать коэну)
одному коэну,
приводит к
голоду в мире
(и также
нельзя отдавать
всю свою цедаку одному
бедному, см.
Бет Йосеф, Йоре Деа 257
и Аруха Ашулхан там
же 257:16).
Когда
лучше заниматься
Торой ночью
или днем?
В
Трактате Эйрувин (65а)
приводятся и
преимущества
изучения и днем
(когда обычно
понимание
более четкое)
и ночью
(когда меньше
отвлекают). Возможно на
самом деле
когда лучше
заниматься
Торой
зависит от
самого
человека
(есть «совы» а
есть
«жаворонки»).
Но Шулхан Арух (Орах Хаим
238:1, Йоре Деа 246:23)
постановляет,
что основное
время для занятий
Торой – это
ночью (см.
также Рамбам,
Талмуд Тора 3:13,
и также
написали
остальные поским).
Рабби
Яков Эмден
(Шеэлат Явец 1:6)
видит в нашей
Геморе
(Эйрувин 64б)
доказательство,
что отдавать
«маасер
кесафим»
(отделять
десятину дохода
для бедных) –
это только
обычай, а не
закон Торы
или раввинов.
Дело в том,
что Гемора сообщает,
как следует
поступить
тому, кто получил
забесплатно
имущество
умершего прозелита
(который умер
и не оставил
наследников),
чтобы оно не
пропало.
Мудрецы Талмуда
дают совет
использовать
эти деньги на
мицву, но
если бы была обязанность
отделять
десятину, то
этой мицвы
хватило бы,
чтобы
предохранить
его имущество.
Как
известно,
пьяный
человек
обычно болтлив
и
выбалтывает
все тайны.
Где это
подсказано?
Слово
вино ιιο имеет гематрию как
слово
«секрет»ρεγ (Эйрувин 65а).
Талмуд (Эйрувин 65а):
можно найти
оправдание
всем, кто
молится без
концентрации,
ведь мы все
сравниваемся
с «пьяными, но
не от вина» (Йешаяу 51:21).
Если
человек
выпил стакан
вина, может
ли он
молиться?
В
Трактате
Эйрувин (64а)
сказано, что
подвыпивший
не может
молиться
(Шмоне Эсре).
Тем более
полностью
пьяный, чья
молитва не
засчитывается
даже после
факта.
(Шулхан Арух
считает, что
и Шма нельзя
читать в
пьяном состоянии,
но можно
читать
благословения
включая
Биркат
Амазон, см.
Орах Хаим 99:1, но
см. ГР”А,
который
спорит с
этим).
Настоящее
благословение
только в том
доме, где
вино льется
как вода (Эйрувин 65б,
на этом
основан
обычай выливать немного
вина во
время авдалы).
(Эйрувин
65б): По трем
признакам (по
настоящему)
узнается
человек:
бекосо (по
стакану), бекисо
(по кошельку),
и бекаасо (по гневу),
а некоторые
говорят, что
и по его смеху.
(По стакану,
имеется в
виду, когда
он выпил, как
он себя
контролирует,
по кошельку:
как он
поступает с
деньгами, по
гневу и по
смеху:
контролирует
ли он себя,
когда его
разозлили,
или
рассмешили).