Талмудический
Винегрет.
Глава Бехар,
Талмуд, Бава
Мециа 81-87.
Лехацалат
Шевуим и
Лерефуа
Шлема всех на
Святой Земле.
Какую
причину Тора
дает на
законы
Юбилейного
года?
Всевышний
говорит
еврейскому
народу (Вайикра
25:23): «И земля не
должна
продаваться
навечно; ибо
Мне
принадлежит
земля; ибо
пришельцы и
поселенцы вы
при Мне».
Поэтому по закону
Торы, в
Юбилейный
год, все
земли возвращаются
назад.
Главная цель
этих законов
помнить, что
земля
принадлежит
Творцу, а мы
живем здесь
временно и
лишь
арендуем
землю у
Всевышнего.
Интересную
историю
приводит
Книга Атерет
А-Микра. К
Рабби Хаим из
Воложина
пришли два
истца, каждый
из которых утверждал,
что
определенный
участок
земли принадлежит
ему. Рабби
Хаим пытался
найти какой-то
компромисс,
но каждый из
них продолжал
настаивать
на своем. Р.
Хаим тогда
согнулся и
долго
«прислушивался»
к земле, и
потом сказал.
Раз вы не
готовы ни на
какой
компромисс, я
решил
услышать, что
скажет сама
земля, и она
сказала, что
зря вы
спорите, ведь
вы оба, в
конце концов,
будете
покоиться во
мне!
Если
человека
попросили
посмотреть
за вещью, и он
сказал:
положи эту
вещь перед
собой,
означает ли
это, что он
взял
ответственность?
Нет. Более
того, Талмуд
(Бава Мециа 81б)
заключает,
что даже если
он просто
сказал:
«положи», то
этим он не
принял на
себя роль
охранника.
Только если
он сказал:
«положи
передо мной»,
он взял на
себя роль
(бесплатного)
сторожа, и
теперь будет
отвечать в
случае
халатности
(см.
дополнительные
детали этого
закона в
Хошен Мишпат
291:2).
Талмуд (Бава
Мециа 82б) учит,
что грузчики,
которые
переносили
бочку, и она сломалась,
не платят,
иначе никто
не возьмется
работать
грузчиком. Но
если они
оплошали,
например,
подняли в
одиночку то,
что обычно
один человек
не может
донести, то
они платят
(см. Хошен
Мишпат 304:4). Тем
не менее,
дальше
Талмуд
описывает
историю, что следует
действовать
более
гуманно, чем
требует
закон.
Носильщики
проявив
халатность
разбили
бочку с вином
Раббы бар бар
Ханана. Он
взял их плащи
в качестве
платы за потерянное
вино. Они
пришли и
рассказали
Раву. Рав
сказал Раббе
бар бар
Ханану: отдай
им их плащи.
Тот спросил:
«Это что,
такая
Халаха?» Рав
ответил: Да,
как сказано:
«Чтобы ты
ходил путем
добрых»
(Мишле 2:20). Рабба
бар бар Ханан
отдал им их
плащи.
Носильщики
сказали Раву:
Мы бедные
люди, и мы
трудились
весь день, и
мы голодны, и
у нас нет
ничего. Рав
сказал Раббе
бар бар
Ханану:
«Пойди и заплати
им зарплату».
Рабба бар бар
Ханан сказал
ему: «Это
Халаха?»
Сказал ему
Рав: Да, как
продолжает
стих: «и (чтобы
ты) держался
стезей праведников»
(Мишле, там же)
С какого
времени
работник
должен был
появляться
на работе?
В нашей
сугие (Бава
Мециа 83б)
описывается
на базе
Псалма (104:23):
«Выходит
человек для
труда своего
и для работы
своей – до
вечера», что
по умолчанию
на работу
выходили с
восходом солнца,
и заканчивали
с выходом
звезд (но см.
другое мнение
в Тосафот от
имени
Рабену
Хананеля, в
любом случае,
если обычай
данного
места другой,
то следуют
этому
обычаю). Что
касается
вышеупомянутого
псалма, Талмуд
дальше
приводит
следующую
Агаду: Что означает:
«Ты простираешь
тьму – и
наступает
ночь,
выползают
тогда все
звери лесные»
(Псалом 104:20)?
«Ночь» –
имеется в
виду этот
мир, похожий
на ночь.
«Выползают
все звери
лесные» – это
нечестивцы в
этом мире,
похожие на
лесных
зверей.
«Взойдет
солнце –
ускользают
они, и в
логовах
своих
ложатся»
(Псалом 104:22).
«Солнце восходит»
для
праведников,
и «они
ускользают»,
т. е.
нечестивые
идут в
Гехином. «И
ложатся в логовах
своих» –
каждый
праведник
будет иметь
свое место в
Будущем Мире,
как подобает
его
достоинству.
«Выходит
человек для
труда своего»
– праведники
выходят,
чтобы
получить
свою награду.
Наконец, фраза:
«и для работы
своей – до
вечера»
(Псалом 104:22) –
стих говорит
о том, кто
завершил
труд свой к
вечеру, т. е. до
вечера своей
жизни (до
своей смерти).
Дальше в нашей
сугие
приводятся
разные Агады
про Рабби
Элазара бен
Р. Шимона
(сына Рабби
Шимона бар
Йохая). В том
числе, Агада
(Бава Мециа 84б)
рассказывает,
как Ребби (Р.
Йехуда
А-Наси) сватался
к его вдове. Р.
Йехуда А-Наси
отправил гонца
поговорить с
женой рава Элазара,
сына рава
Шимона, и
предложить
ей жениться.
Она послала
ему ответное
сообщение:
«разве может
ли сосуд,
которым
пользовался
святой
человек
(Кодеш),
использоваться
кем-то
обычным
(Холь)» (в
смысле, мой
муж был настолько
свят, что Вы
по сравнению
с ним как
будничное по
сравнению со
святым). В Израиле
говорят, что
она ответила
ему поговоркой:
Там, где
хозяин дома
вешает свой
меч, может ли
пастух
теперь
повесить
свою корзину?
Рабби Йехуда
А-Наси
отправил ей
ответное
сообщение:
«Предположительно,
что в Торе он
был выше
меня, но был
ли он выше
меня в праведных
делах?» Она
ответила:
«Был ли он выше
Вас в Торе, я
не знаю; но я
знаю, что он
был выше Вас
в
благочестивых
делах, он
даже принял на
себя
добровольные
страдания».
Кто такой
был Рабби
Шимон бен Иси
бен Лаконья,
и кем он
приходился
Рабби Элазару
сыну Р.
Шимона?
Гемара (Бава
Мециа 85а)
продолжает
обсуждать
отношения
раввина
Йехуды А-Наси
с равом Элазаром
бен Р. Шимона.
Однажды
рабби Йегуда
ха-Наси
прибыл в
город, где
когда-то жил
рабби Элазар
бен рабби Шимон.
Он сказал
местным
жителям: есть
ли у этого
праведника
сын? Они
сказали ему:
у него есть
сын, который
своенравный,
и всякая блудница,
которая
нанимается
другим за две
монеты,
нанимает его
за восемь,
из-за его
красоты.
Услышав это,
Р. Йехуда
А-Наси решил
вызволить
сына рава
Элазара. Он
привел его с
собой, дал
ему смиху
(авансом) и
передал рабби
Шимону бен
Иси бен
Лаконье,
брату матери
мальчика,
чтобы тот
научил его
Торе … Когда
мальчик
повзрослел и
стал
знатоком Торы,
он пришел в
академию
рава Йехуды
А-Наси. Тот
услышал его
голос и
сказал: «Этот
голос похож
на голос
рабби
Элазара бен
рабби
Шимона».
Присутствовавшие
сказали ему:
«Это его сын!»
Рабби Йехуда
ха-Наси
прочитал о нем
стих: «Плод
праведника –
древо жизни,
и привлекает
души мудрец»
(Мишле 11:30). «Плод
праведника» –
это рабби
Йосе, сын
рабби Элазара
бен Р. Шимона
(который был
сыном праведника
и стал
великим
мудрецом). «И
тот, кто мудр,
привлекает
души» –
имеется в
виду рабби
Шимон бен Иси
бен Лакония,
который
успешно
помог рабби
Йосе
раскрыть свой
потенциал. Из
нашей сугии
выглядит, что
рабби Шимон
бен Иси (или
бен Йоси) бен
Лакония был
дядей
мальчика, и
шурином
Рабби Элазара
бен Шимона.
Тем не менее,
в
Иерусалимском
Талмуде
(Маасерот 17а)
упоминается,
что он был
тестем Рабби
Элазара бен
Шимона (и так
же
приводится в
Шир Аширим
Рабба 4:24, и Ялкут
Шимони, 850). А в
Зоаре во
многих
местах упоминается
(1:5а, 1:61б, 1:242а 3:188а, 3:193а),
что тестем Р.
Рабби Элазара
бен Шимона
был Рабби
Йоси бен
Шимон бен Лакония.