Талмудический
Винегрет.
Главы Бехар-Бехукотай,
Талмуд, Йома
21-27.
Лерефуа
Шлема Шель
Раиса бат
Соня и
Владимир бен Хеня.
Насчет
какого слова
в нашей главе
есть три мнения
среди Ришоним,
как его
писать?
Слово
«Ло» в
стихе (Вайикра
25:30): «А если он
не выкупит до
конца года,
то дом,
который в
городе, имеющем
стену» àÂùÑÆø ìÉà
çÉîÈä в
наших
свитках
написано
через Алеф (у
которого
нету стены),
но читается
через Вав
ìÉåÉ (у
которого
стена). Наши
мудрецы учат,
что данный
закон относится
и к городу, у
которого сейчас
нет стены, но
она была у
него в прежние
времена. Тем
не менее, Раши
(Арахин
32а) считает,
что слово «Ло»
написано и
через Алеф и
через Вав
(ìåà), а Тосафот
считают, что написано ìå а
читается ìà
(наоборот чем
в наших
свитках, см. Минхат Шай).
Тора
сообщает, что
если человек
продал дом в
городе, то в
течение года
продавец
может его выкупить
назад против
воли нового
хозяина. А относится
ли этот закон
где либо
сегодня?
Нет.
Этот закон
относился
только тогда,
когда
относились
законы
Юбилейного
года.
А
как считался
год
(солнечный
или 12 лунных
месяцев?)
На
этот счет
есть диспут в
Талмуде (Арахин
31а). Согласно Реббе,
имеется в
виду
солнечный
год (365 дней), но
по мнению
других
мудрецов
имеется в
виду двенадцать
лунных
месяцев в
обычный год,
и 13 – в високосный.
Закон
следует
последнему
мнению.
Какой
запрет из
нашей главы,
приводится в Шулхан Арухе в
законах
молитвы Тахануна?
Запрет
падать ниц на
камень (Вайикра
26:1) приводится
в Шулхан Арухе (Орах
Хаим 131:8).
Какую Хафтору
мы читаем к
нашей главе и
почему?
Глава
Бехутай –
это глава Тохеха
(упрека), и
конечно ее Хафтора
включает
критику
нашего
народа. Выбор
подходящих
слов
пророков
очень велик
(ведь в основном
пророки
именно
упрекали наш
народ). Ашкеназим
и
большинство Сефардских
евреев
читают Хафтору
из критики
нашего
народа
пророком Йирмияу
(16:19-17:14). Там
встречаются,
например
такие слова: «Грех
Йеуды
написан
железным
резцом,
алмазным
острием;
начертан на
скрижалях
сердца их и
на рогах
жертвенников
их». А
Йеменские (и
некоторые
другие
общины)
следуют Рамбаму
и читают Хафтору
из 34-ой главы Йехезкеля,
где пророк
критикует
лидеров
нашего народа,
но потом
обещает, что
мы будем
собраны из
изгнания. А
евреи Греции,
Балкан и
некоторых
других общин
(Романиоты)
читают Хафтору
из начала Йешаяу
(1:19-2:11), которая
начинается
словами:
«Если
захотите и
послушаетесь
Меня, то
будете
вкушать
блага земли,
но если же
откажетесь и
воспротивитесь,
то будете
пожраны
мечом» (часть
этого отрывка
мы читаем в Хафторе Шаббат Хазон
перед
Девятым Ава).
Какой
запрет Торы
упомянут в
нашей сугие,
но почему-то
не упомянут в
Шулхан Арухе?
Нельзя
считать
еврейский
народ (Йома
22б). Хотя Рамбам
(Тамидим Умусафим
4:4) приводит
этот закон,
почему-то Шулхан
Арух его
не привел,
хотя без
сомнения
этот запрет
существует и
к нам
относится (есть
и другие
примеры,
когда Тур и Шулхан Арух не
приводят
какую-то мицву,
не потому,
что считают,
что она в
наше время не
относится, а
просто
потому, что
она не попала
по теме ни в
какую из глав
Шулхан Аруха).
Чего
не хватало во
Втором Храме?
Во втором Храме
в Святой
Святых не
было Ковчега
с Херувим,
Небесного
огня, который
спускался на
жертвенник, Шехины
(Присутствия
Творца), Руах
Акодеш
(пророческого
духа), и Урим
Ветумим
(см. точные
детали Йома
21б, но в
Иерусалимском
Талмуде, Макот
7б и в Шир Аширим Рабба 8:13
вместо «Шехины»
приводится Шемен Амишха
– особое
благовонное
масло,
которое
сделал Моше).
Почему
царь Давид
сохранил
царство,
несмотря на
свои грехи?
Хотя
и у Шауля
и у Давида
были грехи, Шауль
потерял свое
царство, а
Давид не
потерял (Йома
22б). ГР”А
объясняет,
что грехи
Давида были
его персональными
грехами, и
поэтому и
наказание было
персональным,
но грехи Шауля
относились к
нему именно
как к царю,
потому из-за
них он
потерял
царство (но
см. также Маарша,
другое
объяснение).
Можно
ли держать злобу
на тех, кто
нас обидел?
Мицва из Торы
не держать
злобу и не
мстить, но
прощать
других людей
(см. Главу Кедошим
19:18). Наша сугия
Талмуда (Йома
23а) описывает,
что этот
запрет
относится только
в случае,
когда не
сделали
какое-то финансовое
одолжение,
например,
если нам не
дали
попользоваться
чьей-то
вещью, мы не
должны
отплатить
тем же, и даже
напоминать
об обиде. Но
если нас опозорили
или обидели,
мы не обязаны
прощать. Тем
не менее, Хафец
Хаим
(предисловие,
отрицательные
заповеди 8-9)
приводит, что
по многим
мнениям даже
в случае обид
нельзя
держать
злобу, и
помнить об
оскорблении
(см. там же в Беэр Маим
Хаим, см.
также другое
объяснение
нашей сугии
от имени сына
Рамбама
во второй
пометке к мицве
241 в новом
издании Сефер
Ахинух и
статью в
журнале «Мир
Торы» № 34, стр. 26).
Почему
для Кеторет
брали только новых коэнов
и какое
следствие
этого
практикуется
в наше время?
Когда
бросали
жребий, кто
будет
приносить Кеторет,
то выбирали
только из тех
коэнов,
которые еще
ни разу не
исполнили
это мицву.
Причина в
том, что
считается,
что
приносящий Кеторет
разбогатеет,
поэтому
каждому коэну
старались
дать шанс
хоть раз в
жизни. Рема пишет,
что по той же
причине не
выбирают одного
сандака
для двух
сыновей (Йоре
Деа 265:12, но
см. биур
АГР”А,
которой
удивляется этим
словам и
пишет что
никогда не
видели, чтобы
сандак
разбогатеет).