Талмудический Винегрет. Глава Бехукотай, Талмуд, Бава Мециа 88-94.

 

Лехацалат Шевуим и Лерефуа Шлема всех на Святой Земле.

Наша глава начинается словами (Вайикра  26:3) «Если по законам Моим будете ходить …» Почему здесь используется выражение «ходить?»

Атерет Амикра от имени Хидуше А-Рим пишет, что в отношении духовности, никогда невозможно оставаться на одном месте. Если человек не двигается вверх, он начинает падать вниз. Поэтому Тора использует выражение «ходить» по путям Всевышнего.

Можно ли просить нееврея сделать то, что нам запрещено?

Талмуд (Бава Мециа 90а) спрашивает, может ли человек сказать нееврею: «Заткни рот моей корове и молоти ею?» Говорим ли мы, что в Шаббат нельзя просить нееврея делать работу, т.к. в Субботу запрет для еврея карается смертью, но что касается запрета надевать намордник на животное, когда оно работает над пищей, то это менее строгий запрет, и можно просить нееврея? Или на самом деле нет никакой разницы между запретами Шабата и другими запретами в этом отношении? Талмуд пытается сначала доказать из того, что нельзя просить нееврея кастрировать животных, значит мы не можем просить нееврея делать запрещенное нам. На это Талмуд отвечает, что возможно этот запрет связан с мнения Рава Хидки, что и самим неевреям нельзя кастрировать животных, а значит, мы не можем просить их об этом. Рош пишет от имени Раавада, что т.к. Талмуд ничего не заключил, то значит можно быть мягким в отношении просьбы нееврея сделать то, что нам запрещено. Тем не менее, большинство Ришоним и Шулхан Арух (Хошен Мишпат 338:6) постановляют, что нельзя просить нееврея заткнуть рот животному во время молотьбы, и Рема добавляет, что то же относится и ко всем другим запретам. И даже сам Раавад (несмотря на то, что приводит от его имени Рош) в хасагот к Рамбаму (Килаим 1:3) пишет, как строгое мнение (Маарам Шик, Орах Хаим 130, считает, что Рош цитирует другого Раавада – Рабби Авраама бен Йицхака Ав Бет Дина, а не его зятя – Рава Авраама бен Давида, который написал хасагот к Рамбаму).

А можно ли неевреям кастрировать животных?

Как видно из предыдущей сугии, по мнению Рава Хидки, неевреям нельзя заниматься кастрацией животных (или человека), и так постановляет С’маг (отрицательные заповеди, 120). Тем не менее, большинство Ришоним включая Рамбама не постановляют Халаху в соответствии мнением Рава Хидки, а Шулхан Арух этот вопрос не обсуждает, но выглядит, что и он согласится, что халаха не как Р. Хидка. Ведь именно поэтому мы постановляем, что нельзя просить нееврея делать то, что нам запрещено, а, по мнению Рава Хидки, хотя нельзя просить нееврея кастрировать животных, но нет доказательства, что подобный закон относится к другим запретам. 

Талмуд (Бава Мециа 91а) учит, что нельзя в хлебное тесто добавлять молочные или мясные ингредиенты. Ведь если хлеб будет молочным, его могут случайно съесть с мясом, и наоборот. А когда не относится данный запрет?

Шулхан Арух (Йоре Деа 97:1 на базе Талмуда, Песахим 36а) учит, что если сделали немного такого хлеба для одной трапезы, то можно его съесть. Также можно сделать хлеб необычной формы, чтобы таким образом всегда помнили, что этот хлеб молочный. В противном случае, ведь хлеб становится запрещенным. Согласно Питхе Тешува (97:3 от имени Хавот Даат), когда уже такое хлеб испекли, не помогает сделать пометку, что этот хлеб «молочный». Тем не менее, в ранние годы в Америке некоторые Хашгахи Кашрута следовали  мягкому мнению Рава Йосефа Дова Соловейчика (главы Йешивы Университета), что знак на упаковке хлеба, указывающий, что он молочный, является достаточным напоминанием, что этот хлеб нельзя употреблять с мясом. Однако сегодня авторитетные организации Кашрута прекратили сертификацию молочного хлеба на основании этой мягкости.  Рассказывают, что изменение произошло в результате события, когда выдающийся раввин случайно съел мясной бутерброд с молочным хлебом! Его Ребецин не знала, что хлеб, который она использовала для приготовления сэндвича, был молочным.

Разрешено ли помещать животных разных пород вместе, если это может привести к рождению гибридов?

Да. Хотя Тора запрещает сводить животных разных пород (см. Ваикра 19:19), как объясняет Талмуд (Бава Мециа 91а), этот запрет относится только когда физически человек «спаривает» их руками. Но нет запрета, просто поместить их вместе, даже если от них может родиться детеныш.

Может ли кошерный еврейский мужчина выбрать профессию гинеколога?

Талмуд продолжает, что когда породы животных одинаковые, тот нет никакого запрета, даже спаривать их руками, и это не считается нескромным. Хотя обычно запрещено рассматривать, как спариваются животные (см. Авода Зара 20б), в данном случае человек занят лишь своей работой, и ему не до греховных мыслей. На базе этого, многие раввины разрешают еврею быть женским доктором (см. например Кафтор Ваферах, 48, хотя автор Цафнат Панеах - Р. Йосеф Разин считал, что рассуждение «занят своей работой» относится только к животным, но смотреть или трогать женщину приводит к греховным мыслям). Существует дополнительная причина на мягкость, в случае лечения больных: ведь по многим мнениям, запрет прикасаться к противоположному полу – только раввинский, и тем более, когда это делается не для удовольствия, поэтому в случае лечения запрет отодвигается. Заметим, что в любом случае нужно соблюдать законы Йихуда, поэтому следует избегать уединения доктора с пациенткой (например, доктора не запирают приемную, и работают с партнерами, которые могут в любой момент зайти друг другу). 

Может ли работник съесть все фрукты, над которыми он работал?

Хотя Тора разрешает работнику есть то, над чем он работает, существует диспут, может ли работник съесть все, над чем он работал (см. Бава Мециа 92а). Рабби Йосеф Каро (Шулхан Арух, Хошен Мишпат 337:7) пишет, что работник может съесть плодов на сумму большую, чем его зарплата, но его учат не делать так, чтобы его не перестали брать на работу. Рема добавляет, что по некоторым мнениям, если работника наняли собрать один фрукт, он не имеет права его съесть. И даже если его наняли на целый день, то пусть он сначала положит первый фрукт в корзину для хозяина, и только тогда начинает есть. Согласно Сема, Рабби Йосеф Каро не считает, как Рема, но Шах и ГР”А пишут, что и Рабби Йосефа Каро тоже так постановляет.

А может ли работник отдать положенные ему фрукты жене или детям?

Нет (Бава Мециа 92а, Хошен Мишпат 337:16). Тора только разрешает ему есть самому.

Предыдущая глава