Талмудический Винегрет. Глава Балак. Талмуд, Бава Батра 19-25.

 

Лехацалат Шевуим и Лерефуа Шлема всех на Святой Земле.

Когда ангел пытается остановить Билаама, он говорит, используя уникальное слово éøè. Что оно значит?

«За что бил ты ослицу твою уже три раза? Это я выступил противником, ибо твой путьéøè  (наперекор) мне». Некоторые мидраши толкуют это слово, как аббревиатуру (см. Раши от имени Талмуда, Шаббат 105а) éøàä, øàúä, ðèúä (она устрашилась, увидев, и посторонилась), ибо этот путь был против меня. Но сам Раши связывает это слово с корнем øèè (содрогание). Другое объяснение Раши: éøè означает Рацон «желание», как éÄøÀèÅðÄé в стихе (Ийов 16:11, т. е. он желает идти против меня и тешит себя надеждой, что сможет так сделать). Есть и другие объяснения этого слова (см. например Ибн Эзра, Хизкуни, Аэмек Давар). А Мидраш Рабба (Бемидбар Рабба 20:15) приводит, что с помощью перестановки à"ú á"ù (зеркальном отражении букв) éøè превращается в слово îâï. Обычно Меген значит «щит», но здесь Радаль пишет, что имеется в виду арамейское значение îâï – «в пустую» (т.е. ты на сможешь их проклясть.)

В своих последних благословениях, Билаам говорит про еврейские шатры (Бемидбар 24:6): «Как потоки они простираются, как сады при реке ëÌÀâÇðÌÉú òÂìÅé ðÈäÈø …». Арамейский перевод Онкелоса последних слов: ëâðú ù÷éà ãòì ôøú – «как орошаемые сады у Евфрата». Почему переводчик перевел слово «река» как Евфрат (Прат)?

Существует много попыток объяснить эти странные слова Онкелоса. Например, можно вспомнить (см. Берешит 2:14) об ассоциации реки Евфрат с Ган Эденом (см. Зивхе Цедек Рава Йицхака Зеэва Дискина). Самое простое объяснение на блоге «parsha»: т.к. в начале главы, родина Билаама описана как «Петор, который на реке» (здесь имеется в виду река Евфрат), то когда Билаам использовал то же слово ðÈäÈø, в своих благословениях, он наверняка имел в виду родную реку! 

Может ли мастер делать работу в доме, хотя соседи жалуются на шум?

Мишна (Бава Батра 20б) учит: Если житель двора хочет открыть магазин, его соседи могут протестовать, и сказать ему: «Мы не можем спать из-за шума входящих и выходящих». Но мастер может делать посуду у себя дома и продать на рынке, и соседи не могут протестовать против этого и сказать: «Я не могу заснуть из-за звука молотка» или «Я не могу спать из-за шума мельницы», или: «Я не могу спать из-за шума от детей» (Талмуд объясняет, что последний случай – про еврейскую школу, т.к. ради мицвы, ее разрешили открыть, в отличие от магазина).

Как Йехошуа бен Гамла установил школы Торы для еврейских детей?

В нашей сугие (Бава Батра 21а) описывается, что сначала отцы обучали своих детей Торе, но тогда многие дети оставались необразованными. И тогда первосвященник Йехошуа бен Гамла установил школы для детей. Дальше приводятся многие детали законов подобных школ (все они приведены в Шулхан Арухе, Йоре Деа, глава 245). Например, в стандартном классе должно быть до 25 учеников, а если есть от 26 до 40, то у учителя должен быть помощник.

Можно ли открывать магазин рядом с другим магазином?

В нашей сугие (Бава Батра 21б) приводит разные мнения насчет возможных запретов конкуренции. Что касается практической халахи, Шулхан Арух не запрещает открывать похожие бизнесы рядом друг с другом, но Р. Рема в комментариях к Туру (Дарке Моше, Хошен Мишпат 156:4) приводит мнение, что если один бизнес полностью перекрывает кислород другому, то это запрещено.

Как известно, в старые времена даже мудрецы Торы, как правило, работали, и многие из них были бизнесменами. Как же им удавалось и работать и учиться, чтобы хватало времени на Тору?

Один из способов который существовал давать мудрецу заработать – это когда ему давали продать свой товар на рынке. Пока он не продал, никто больше не продавал такой же товар. В нашей сугие (Бава Батра 22а) приводится следующая история: Рав Дими из Нехардеи привез на корабле сушеный инжир для продажи. Рейш Галута (глава изгнания, Эксиларх) сказал Раве: «Пойди и посмотри; если он знаток Торы, зарезервируй за ним рынок» (дай ему исключительное право продавать сушеный инжир). Рава поручил это сделать своему ученику Р. Адде бар Аббе. Тот подошел и задал Раву Дими вопрос (в интеллектуальных играх, подобные вопросы на засыпку называют «гроб»): если слон проглотил плетеную корзину, и она вышла с калом неповрежденной, принимает ли эта корзина ритуальную нечистоту (или она считается переваренной)? Ответа у рава Дими не было. Рав Дими спросил у рава Адды: Вы и есть Рава (раз вы задали такой трудный вопрос)? Рав Адда бар Абба пренебрежительно ударил его по ботинку и ответил: Между мной и Равой большая разница, но я на уровне твоего учителя, а Рава — учитель твоего учителя. На основании этого разговора рав Адда бар Абба решил, что рав Дими не был великим знатоком Торы, и поэтому он не резервировал для него рынок, и рав Дими потерял свои сушеные инжиры, так как они сгнили. (К сожалению, эта история кончилась тем, что рав Адда бар Абба преждевременно умер).

В каком направлении мы должны молиться?

Во время остальных молитв, кроме Шмоне Эсре, можно стоять (или сидеть) в любом направлении. Более того, во многих синагогах, раввин сидит лицом к общине (и также сидели старейшины в синагоге во время в Хазаль, см. Тосефта, Мегила 3:14; возможно, таким образом, народ не будет вести себя неподобающе, например, болтать во время молитвы). Но во время Шмоне Эсре, вся община молится в одном направлении. Согласно Трактату Берахот (30а), все должны поворачиваться в сторону Израиля (а в самом Израиле – в сторону Иерусалима, а в Иерусалиме – в сторону Храма), и так постановляет Шулхан Арух (Орах Хаим, 94). Тем не менее, в нашей сугие (Бава Батра 25а) приводится мнение, что «Шехина - на западе», и выглядит, что по этому мнению молиться нужно, повернувшись на запад (см. Тосафот). Есть также Кабалистические аллюзии в этой концепции, что западное направление ассоциируется с Шехиной (см. Зоар 3:119б, но интересно, что Тикуне Зоар, тикун 21 запрещает молиться в сторону запада). Дальше в нашей сугие приводится мнение, что Шехина (Б-жественное Присутствие) – везде. Тем не менее, и по этому мнению, не следует молиться в сторону востока, т.к. это направление восхода солнца, в направлении которого молились идолопоклонники (см. Рема 94:2, что в западных странах тоже не следует молиться ровно в сторону восхода солнца).

Вдобавок в нашей сугие (Бава Батра 25б) приводится от имени Рабби Ицхака: Тот, кто хочет стать мудрым, поворачивается (во время молитвы) на юг, а тот, кто хочет стать богатым, - на север. Так же как в Храме Стол (символизировавший изобилие) находился на севере, а Менора (символизировавшая свет мудрости) была на юге Святилища. Дальше Талмуд объясняет, что не имеется в виду, что следует молиться, повернувшись полностью на юг или на север, но следует лишь слегка повернуться в этом направлении. Согласно Раши, имеется в виду, что человек молиться в направлении Израиля, но повернувшись лицом на юг или на север (Р. Ауербах пишет, что он так делает не во время всей молитвы, а только когда он просит о мудрости ли богатстве, см. Халихот Шломо 8:1). Но Рема (Орах Хаим 94:2) считает наоборот, что молящийся стоит в сторону севера или юга, а лицом поворачивается к Израилю.

Предыдущая глава